Холст - архитектура. Монументальная живопись. Виды монументальной живописи Монументальное зодчество

В городе, на фасадах и в интерьерах зданий, в парках и т. д.).

. 2000 .

Смотреть что такое "МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО" в других словарях:

    Область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создающиеся для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городском пространстве, на фасадах и в интерьерах зданий … Энциклопедический словарь

    Термин, иногда употребляемый: 1) в качестве синонима монументального искусства (См. Монументальное искусство); 2) для обозначения того направления монументального искусства, в котором преобладает декоративное начало …

    Область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в неё эстетическое идейно образное начало. Декоративное искусство подразделяется на… … Художественная энциклопедия

    ДЕКОРАТИВНОЕ искусство, род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно образное начало. Включает различные искусства,… … Современная энциклопедия

    Род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения… … Большой Энциклопедический словарь

    Декоративное искусство - ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно образное начало. Включает различные искусства,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в неё эстетическо образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. decoro украшаю) обширная область пластических искусств, которая, как архитектура и Дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в неё эстетического и идейно… … Большая советская энциклопедия

    - «Декоративное искусство СССР» (в последние два года издания «Декоративное искусство») советский и российский журнал, посвященный практике, теории и истории монументально декоративного, декоративно прикладного (художественная промышленность и… … Википедия

    - («Декоративное искусство СССР»,) ежемесячный журнал Союза художников СССР. Издаётся в Москве с 1957 (в 1957 вышел один ненумерованный выпуск). Тираж 20700 экземпляров (1971). Журнал освещает вопросы современной практики, теории и истории… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Рисунок головы человека , Нестеренко В. , Изложены основные теоретические вопросы курса: постановка руки и глаза при выполнении рисунка головы человека с натуры, положение рисующего относительно модели иизображения, выбор точки… Категория: Живопись и графика. Техники и приемы
  • Пластическая анатомия , Елизавета Гусева , В книге освещены вопросы строения человеческого тела в зависимости от пола и возраста, необходимые для формирования представления о пластике и форме тела и его отдельных частей. Рассмотрены… Категория: Учебная литература Издатель:

Род изобразительного искусства , произведения которого отличаются значительностью идейного содержания и обобщенностью форм, создаются для конкретной архитектурной среды, выступают смысловой или пластической доминантой архитектурного ансамбля. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа , выражающего и пропагандирующего господствующие своего времени, своей эпохи . К монументальному искусству относятся монументы и памятники , живописные, скульптурные, мозаичные композиции для зданий, витражи , городская и парковая скульптура , фонтаны и т.п. Архитектурные сооружения монументального искусства – это церковные храмы, дворцы , мемориальные ансамбли (например, на Поклонной горе). Они рассчитаны на важные культовые или светские церемонии и ритуалы, настраивающие людей на единообразные реакции и единодушие. Архитектурные сооружения и ансамбли художественно организуют пространство для человеческой жизнедеятельности.

Это понятие следует отличать от монументальности в искусстве. Произведения монументального искусства , как правило, отличаются величественностью и значительностью идейного содержания. Часто их назначение подчиняется определенным общественным и государственным задачам, вытекая из необходимости пропаганды и популяризации каких-то идей в массах. Создаются произведения монументального искусства обычно на наиболее значительные темы (исторические события, героические подвиги, народные сказания). Обычно произведения монументального искусства являются частью ансамбля, предназначены для рассматривания издали, поэтому в них не должно быть мелких деталей , они должны быть выразительны.

Монументальное искусство особенно активно развивается тогда, когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки монументального искусства восходят к первобытному обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для монументального искусства стали общественные взаимоотношения.

Принципы монументальности и статичности, господствовавшие в искусстве Древнего Египта, в условиях рабовладельческого общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя и обожествления личности властителя (т.н. Большой сфинкс в Гизе), но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы. В эпоху расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произведения монументального искусства (скульптурный декор афинского Парфенона), в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы древнегреческого полиса.

Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порожденные феодальным строем идеи общественной и церковной иерархии, всю систему средневекового религиозно-догматического мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др.). Общенациональный духовный подъём в эпоху Высокого Возрождения в Италии (конец 15 - 1-я треть 16 в.) со всей силой выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряжённого драматизма произведений монументального искусства (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и др.).

В конце 16 - середине 18 в. политическая и духовная жизнь ряда стран Европы и Южной Америки ярко отразилась в монументальном искусстве барокко . Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства, оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматической неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульптурное и живописное убранство дворцов и церквей середины 18 в. в Италии, монументальная скульптура Л. Бернини и др.). Подъём национального самосознания, воздействие идей французских и русских просветителей отразились в проникнутых патриотическим пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках монументального искусства русского классицизма 2-й половины 18 в. - 1-й трети 19 в. (работы скульпторов Ф.Ф. Щедрина , И.П. Мартоса, В.И. Демута-Малиновского и др.). К середине 19 в. монументальное искусство приходит в упадок. Стилистический эклектизм , воспроизведение прошлых стилевых форм, типичные для архитектуры этого периода, проявились и в монументальном искусстве.

Сложными, противоречивыми путями развивается монументальное искусство конца 19 - начала 20 в. С постройками стиля «модерн » органически связаны произведения монументальной живописи (

Монументальное искусство

Род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже - природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно-образную завершённость. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т. д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры). Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произведения монументального искусства являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля. Изобразительно- тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий. Стремление к выражению возвышенных, общезначимых идей диктует величавость, значительность форм произведений монументального искусства (см. Монументальность). Некоторые произведения монументального искусства играют в архитектуре роль аккомпанемента, усиливая эстетическую выразительность её форм. Функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов и пр. придают этому виду монументального искусства архитектонически-орнаментальные качества, близкие декоративному искусству, поэтому его часто именуют монументально- декоративным искусством. Однако резкой грани между этими двумя разновидностями монументального искусства не существует.

Произведения монументального искусства отличаются величием и значительностью идейного содержания, имеют, как правило, строгие обобщенные формы и обычно создаются из долговечных материалов. Их назначение подчинено большим общественным и государственным задачам и возникает из необходимости пропаганды и популяризации в массах значительных общественных идей. С утратой этих идей произведения монументального искусства теряют качество монументальности. В условиях классового антагонистического общества и эксплуататорского государства монументальное искусство, испытывая их прямое воздействие, используется в целях пропаганды идеологии господствующих классов. Роль монументального искусства особенно возрастает в периоды общественного подъёма и расцвета искусства, когда оно выражает передовые демократические и гуманистические идеи (скульптурное убранство Парфенона в Афинах, фрески Рафаэля, Микеланджело и др. в эпоху Возрождения в Италии, скульптурные работы И. П. Мартоса и др. в России первой четверти XIX в., произведения мексиканских монументалистов XX в.).

Монументальное искусство в социалистическом обществе призвано участвовать в активном преобразовании действительности; освободившись от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, оно полностью раскрывает свои демократические начала, расширяет сферу своего действия до масштабов целых городов и крупнейших общественных комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монумент, скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера, живопись В. А. Фаворского, П. Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-80-е гг. монументальное искусство становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений и комплексов (мемориальный ансамбль в Волгограде, скульптор Е. В. Вучетич и др.; комплекс "Зелёный пояс Славы" под Ленинградом), крупных общественных сооружений (Кремлёвский дворец съездов в Москве). В социалистическом обществе созданы предпосылки для того, чтобы монументальное искусство стало одним из важнейших компонентов идейно насыщенной, художественно организованной среды для трудовой и общественной жизни человека. Литература: В. П. Толстой, Монументальное искусство СССР. Альбом, М., 1978; его же, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; И. Н. Воейкова, Монументалисты Советской России, Л., 1982.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - специализированный книжный магазин № 3. С 1957 на Невском проспекте, 16. Торгует книгами по искусству и изопродукцией, имеет также отделы справочно-библиографический и «Книга - почтой»...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - особая форма общественного сознания, связанная с эстетическим отражением человеком действительности. - это специфическая деятельность по созданию художественных произведений...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - первые памятники искусства, обнаруженные на территории России - фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, - восходят к верхнему палеолиту...

    Русская энциклопедия

  • - . Согласно античным воззрениям, получившим наиболее ясное выражение у Аристотеля, И. «появляется. . . тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. . .»...

    Словарь античности

  • Литературная энциклопедия

  • - ИСКУССТВО. Корень слова искус - опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный - дошедший до уменья или познания многим опытом...

    Словарь литературных терминов

  • - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное познание жизни и творчество по законам красоты...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - «Иску́сство», ежемесячный иллюстрированный журнал, орган Министерства культуры СССР, СХ СССР и АХ СССР. Издается в Москве с 1933 ...

    Художественная энциклопедия

  • - ежемесячный иллюстри- рованный журнал, орган Министерства культуры СССР, СХ СССР и АХ СССР. Издается в Москве с 1933 ...

    Художественная энциклопедия

  • - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич...

    Энциклопедия культурологии

  • - род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом...

    Энциклопедия культурологии

  • - см. Ремесло см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - род искусств пластических...

    Большая Советская энциклопедия

  • - род изобразительных искусств, произведения которого создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом...

    Современная энциклопедия

  • - сокращенное обозначение всей совокупности видов изобразительного искусства...
  • - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом...

    Большой энциклопедический словарь

"Монументальное искусство" в книгах

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ СТРАНЫ В ГОД ЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Из книги Этнографическое описание народов России автора Паули Густав-Теодор

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ СТРАНЫ В ГОД ЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ В итоге многолетних научных экспедиций, путешествий, сбора вещественных, письменных и изобразительных материалов российская наука к концу XVIII века накопила большой запас этнографических сведений.

1. Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции и Нижней Италии

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

1. Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции и Нижней Италии Из великого смешения народов, происшедшего на Западе в середине XI столетия, победительницей вышла латинская раса, и ее язык остался признанным языком римско-католической религии и

Иероглифическое монументальное письмо

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Иероглифическое монументальное письмо Из книги Лоукотки мы узнаем, что «старейшее известное нам письмо - египетские иероглифы. Надписи этого типа встречаются с преддинастических времен… , т. е. ранее 4000 г. до н. э. , и непрерывно до первой половины III века н. э…. Тот

Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение)

Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение) (птоломеевское и коперниканское искусство)Искусство как подобие - подобие всему, что на небе и на земле, - есть воспроизведение мира в том виде, как он

6. 2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

6. 2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае Манжуры (мангулы) видимо были первыми, кто развернул по всему Китаю монументальное строительство.«Развитие архитектуры было связано с обширным строительством, которое проводилось манжурскими правителями.

11.4.2. МАНЖУРСКОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КИТАЕ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

11.4.2. МАНЖУРСКОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КИТАЕ Манжуры (мангулы) видимо были первыми, кто развернул по всему Китаю МОНУМЕНТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. «Развитие архитектуры было связано с обширным строительством, которое проводилось манжурскими правителями.

6.2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

6.2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае Манжуры (мангулы) видимо были первыми, кто развернул по всему Китаю монументальное строительство. «Развитие архитектуры было связано с обширным строительством, которое проводилось манжурскими правителями.

Религия и монументальное искусство

Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

Религия и монументальное искусство Верования половцев те же, что и других тюркских кочевых племён, в том числе и кыпчаков. Выделяет же их особенность в культе предков, получившая развитие в установке антропоморфных каменных изваяний. Вроде ничего здесь особенного нет:

Архитектура и монументальное искусство

Из книги автора

Архитектура и монументальное искусство Художественная характеристика некоторых важнейших построек Японии той эпохи перекидывает мостик к истории искусств - к архитектуре (см. [Денике, 1935, с. 57–59; Ито и др., 1965, с. 24–25; Иофан, 1974, с. 113–149]). Рождение японской архитектуры как

Монументальное искусство

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Итоги № 48 (2011) автора Итоги Журнал

Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство

Из книги Итоги № 53 (2011) автора Итоги Журнал

Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство Ее признали самой влиятельной поп-звездой в мире. По версии Forbes она возглавляет список богатейших знаменитостей планеты. Она икона нового времени. А три года назад никто

Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство

Из книги Итоги № 51 (2011) автора Итоги Журнал

Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство Ее признали самой влиятельной поп-звездой в мире. По версии Forbes она возглавляет список богатейших знаменитостей планеты. Она икона нового времени. А три года назад никто

Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство

Из книги Итоги № 47 (2011) автора Итоги Журнал

Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство Ее признали самой влиятельной поп-звездой в мире. По версии Forbes она возглавляет список богатейших знаменитостей планеты. Она икона нового времени. А три года назад никто

История как искусство / Искусство и культура / Художественный дневник / Замечено "Итогами"

Из книги Итоги № 12 (2013) автора Итоги Журнал

История как искусство / Искусство и культура / Художественный дневник / Замечено "Итогами" История как искусство / Искусство и культура / Художественный дневник / Замечено "Итогами" Борис Акунин начинает писать «Историю государства

Фреска - (итал. fresco - свежий), техника настенной росписи водяными, реже - казеиново-известковыми красками по сырой или сухой штукатурке, а также живописное произведение, выполненное в этой технике. Фреска может быть выполнена двумя способами: а секко (a secco - по сухому), т.е. написана по сухой штукатурке, и в технике аффреско (аль фреско), когда водяные краски наносятся на сырую штукатурку; такая фреска (buon fresco), без последующих исправлений темперой, наиболее сложна в исполнении, поскольку требует быстрого завершения работы. Как только влажный грунт высыхал, живопись становилась неотъемлемой частью поверхности стены. Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться. Тайная вечеря Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495-1497) - наиболее известный пример того, как великое произведение разрушается по той причине, что мастер не использовал в качестве грунта сырую штукатурку. Средневековые художники смешивали порошкообразные красящие пигменты с казеином или яичным белком, однако с 16 в. наиболее часто употреблявшимся эмульгатором стала вода. Итальянский художник Ченнино Ченнини (ок. 1370 - ок. 1440) детально описал технику фрески в своем Трактате о живописи (Trattato della Pittura, 1437). Работая в технике аффреско, художник использует картоны в размер росписи, частями перенося с картона на стену ровно такую часть изображения, которую можно написать, пока штукатурка еще влажная.

Мозаика - (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. - посвященное музам) - разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение создается из мелких кубиков (тессер, от лат. tesserae) мрамора, гальки, керамической плитки, смальты (глушенного стекла) и др. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка. Обнаруженные во время раскопок в шумерском городе эль-Убейд (Междуречье) фрагменты красных и черных глиняных конусов в форме гвоздя свидетельствуют о том, что техника настенной мозаики была известна уже в 3500 до н.э. Небольшая плакетка, называемая "Штандарт войны" (ок. 2600 до н.э., из города Ура в Междуречье, ныне в Британском музее в Лондоне) украшена плоским рельефом, выложенным из лазурита и розового песчаника, тоже принадлежит шумерскому искусству. Египтяне применяли стеклянную мозаику в ювелирных изделиях. Следы мозаик обнаружены в раскопках городов минойской культуры на Крите и микенской на территории материковой Греции (ок. 2000-1400 до н.э.). Также в разных частях Греции при раскопках находят напольные мозаики, выложенные черной и белой галькой; некоторые из них датируются концом 5 в. до н.э. В эллинистический и римский периоды напольные мозаики, набранные из разноцветных мраморных кубиков на светлом фоне, создавались по всему Средиземноморью. В раннехристианскую эпоху мозаика стала использоваться для украшения не только полов, но и стен и сводов. В Северной Африке и языческие, и христианские надгробия нередко украшались мозаикой. В Византии в 5-15 вв. было создано множество прекрасных настенных мозаик, кубики которых изготавливались из смальты, перламутра и других драгоценных материалов. Фоны выкладывались золотой смальтой, сделанной из прозрачной стеклянной массы, наплавленной на тонкий лист золота. Техника мозаики продолжает использоваться и в настоящее время.

1. Наборный витраж. В нем части цветного стекла, вырезанные по контуру, согласно эскизу соединяются на наборном столе. В наборный витраж входят цветные стёкла без гравировок и росписей. Для дорогого классического интерьера это идеальный вариант.

2. Паянный витраж. В нем части стекла, вырезанные по контурам рисунка, вставляются в свинцовый профиль, запаянный на стыках. Цветные стёкла для такого витража готовятся специальным способом: для этого на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов, а затем обжигается в особых печах.

3. Фацетный витраж. Это витраж, выполненный из огранённых стекол. Для этого по периметру каждого стекла снимается фаска - это усиливает отражающие и светопреломляющие свойства стекла. Фацетированные или огранённые стекла соединяют с использованием укреплённого жёстко металлического профиля. Фацетные витражи отлично подходят для оформления декоративных окон, а также для дверей шкафов и других предметов мебели.

4. Расписной витраж. Витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу.

5. Силуэтный витраж. Витраж который собран из одинаковых стеклянных элементов круглой формы, прозрачного или зелёного цвета. С помощью стеклянных дисков выкладывают форму витража, а пространство между дисками заполняют стёклами с вогнутыми гранями. В конце работ, эти стёкла соединяются латунной или свинцовой оправой.


6. Узорчатый витраж. В нем используются бесцветные стёкла, либо стёкла пастельных цветов. Основными мотивами для такого витража служат геометрические орнаменты, либо рисунок "мороз на стеклах".

Монументально-декоративная скульптура

Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Она тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнутри, так и снаружи: статуи на городских мостах, группы на фасадах зданий, в нишах или перед порталом, рельефы и т. д. Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).

В монументально-декоративной скульптуре, так же как и в скульптуре монументальной, большое значение имеет пропорциональность масштабов и соотношение объема памятника и пространства, в котором он поставлен. При этом скульптору нужно иметь в виду не только математические масштабы и правильные соотношения с пропорциями архитектуры, но и возможности человеческого видения и восприятия. К монументально-декоративной скульптуре относится и садово-парковая скульптура: статуи, бюсты, фонтаны, декоративные вазы и т. п. Эта скульптура тесно связана с пейзажем парка, хорошо гармонирует то с зеленым фоном, то с красками осенней листвы.

Декоративная роспись интерьеров-превосходное дизайнерское решение. Декоративная живопись тесно связана с зодчеством и произведениями прикладного искусства. Благодаря ей можно создать нужную атмосферу и настроение, то есть придать определенную эмоциональную окраску.

Монументальная роспись-это роспись, помещенная на стены, потолки, своды. Монументальная роспись пришла к нам из глубины веков, поэтому у сегодняшнего художника-монументалиста огромная палитра сюжетов и образов-от наскальных рисунков до живописных композиций эпохи европейского Возрождения, где настенные росписи достигли наивысшего уровня. Интерьеры с монументальной живописью очень эффектны и производят яркое, незабываемое впечатление.

Монументальное искусство - род изобразительного искусства, воплощающего большие общественные идеи, рассчитанного на массовое восприятие и существующего в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе над фашизмом в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в архитектурное сооружение. В отличие от станкового искусства произведения монументального искусства предназначены не для музеев, выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, являются органичной частью общественных зданий. Этим произведениям свойственна подчеркнутая активность воздействия на массы, они непрерывно живут на людях и среди людей. Монументальное искусство как бы сопровождает общественные процессы, для которых предназначена архитектура, своеобразно «аккомпанирует» им.

Е. В. Вучетич, Я. Б. Белопольский и др. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. 1963–1967 гг. Железобетон.

Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скайранис. Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе. 1961–1967 гг. Бетон.

Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений. Необходимость рассмотрения издали или в определенном ракурсе диктует в ряде случаев характер пропорций, подчеркнутость контура и силуэта, насыщенность цвета, лаконизм выразительных средств.

Следует различать понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность - это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Общество создает почву для создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, для ее одухотворения и проникновения в нее художественного начала. Понятию монументального искусства родственно понятие декоративного искусства. Однако в последнем на первый план выступает задача украшения архитектуры или подчеркивания цветом, рисунком, декором её функционально-конструктивных особенностей, тогда как произведения монументального искусства не только украшают, но и имеют относительно самостоятельное идейно-познавательное значение. Вместе с тем между этими родами искусства нет резкой грани. Поэтому принято говорить также о монументально-декоративном или декоративно-монументальном искусстве.

Разновидности монументального искусства определяются ролью и местом того или иного произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции. Выдающиеся его образцы дает византийское (мозаики Равенны) и древнерусское искусство (фрески Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы). Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веронезе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо, Микеланджело и др.). Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм, для русской художественной культуры второй половины XVIII - начала XIX в. В условиях развития капиталистического общества, особенно во второй половине XIX в., монументальное искусство переживает кризис, связанный с утратой больших общественных идеалов, с упадком и художественным измельчанием архитектуры.

В XX в. неоднократно делались попытки возрождения синтеза искусств. Можно упомянуть об опытах М. А. Врубеля и художников «Мира искусства», о прогрессивных мексиканских художниках (Ривера, Сикейрос, Ороско). Вместе с тем синтез искусств остается одной из наиболее сложных проблем времени, решению которой часто мешают тенденции создания технической, машиноподобной, конструктивистской архитектуры.

Синтез искусств, как одно из выражений творчества по законам красоты, приобретает при попытке построения коммунизма программное значение. Он необходимо включает в себя монументальное искусство. В. И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, активно осуществлявшийся в СССР (см. Ленинский план монументальной пропаганды). Советское монументальное искусство особенных успехов достигло в 1930‑е гг. (преобразование городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, М. Манизер, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере, П. Корин, В. Фаворский и многие другие. В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы при участии архитекторов скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Санкт‑Петербурге, В. Цигалем в Новороссийске и др.). Монументальное искусство все полнее входит в жизнь, становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов, создания целостной эстетической среды. Выдающиеся произведения современного монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Йокубонисом, О. Комовым, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и другими.