Фен для волос, типовые неисправности и ремонт своими руками. Фен большие обороты ремонт своими руками. Сломался фен? Ремонт и описание работы Как отремонтировать строительный фен своими руками

Те, кто когда-либо работали строительным феном, знают, что это невероятно полезный инструмент. Снятие старой краски или лака - лишь одно из возможных применений. С его помощью также можно нагревать и паять пластиковые детали, подсушивать поверхности, прогревать трубы и многое другое. Тем обиднее, когда такой инструмент выходит из строя. Поскольку у него довольно простое устройство, часть неполадок вполне можно устранить своими руками. Для начала стоит ознакомиться с принципом работы и схемой промышленного фена.

Устройство и принцип работы

Все фены устроены примерно одинаково (причем как бытовые, так и строительные). Основные конструктивные части - это нагревательные элементы (ТЭНы), электродвигатель и вентилятор. ТЭНы помещаются в изолирующую трубку из керамики. Вентилятор прогоняет через нее воздух, который выходит из сопла нагретым до приличной температуры - 300-500°. В общем, это все.

Далее устройство усложняется за счет дополнительных функций: регулятора температуры, регулятора воздушного потока, переключателя режимов, светодиодного индикатора. Стоит отметить, что особенно удобны фены с плавной регулировкой температуры. Они позволяют бережно работать с любыми материалами.

Схема строительного фена

Электросхема фена может быть полезна не только тем, кто собирается ремонтировать устройство, но и мастерам, которые хотят доработать его по своему усмотрению. Например, можно добавить регулировку скорости обдува, если ее не было в исходной конфигурации.

Наиболее частые поломки

К сожалению, строительные фены регулярно ломаются. Отчасти это связано с невысоким качеством изготовления (речь идет о недорогих бытовых моделях), отчасти - с несоблюдением режима работы. Прибору нужно давать отдыхать каждые 5-10 минут. Точные данные указываются в инструкции. Кроме того, перед завершением работы нужно немного дать поработать вентилятору на холодный обдув, без нагрева. Конечно, если модель оснащена такой функцией (например, BOSCH PHG 630 DCE).

Наиболее часто встречаются следующие виды неисправностей:

  • перегорание ТЭНа (нагревательной спирали);
  • разрыв провода в кабеле питания;
  • выход симистора из строя;
  • неисправность диода или конденсатора;
  • неисправность выключателя.

Фен состоит из мотора, вентилятора, нагревательных элементов, электрической схемы, заставляющей элементы работать согласованно. В зависимости от количества режимов, фирмы-изготовителя, элементная база, внешний вид, состав переключателей разные. Но ничего сложнее полупроводникового тиристора, внутри не окажется. Поэтому осуществим домашний ремонт фенов для волос своими руками.

Корпус держится на шурупах. Головки часто нестандартного образца. Это - плюсик, звездочка, вилы. Следовательно, в первую очередь перед исправлением фена позаботимся об инструменте, способном справиться с такой задачей. Благо, набор бит стоит сегодня 600 рублей.

Иногда створки корпуса дополнительно крепятся вместе специальными защелками. Это отдельная проблема: опытные мастера часто ломают пластмассу, отчаявшись справиться цивилизованными методами. Никаких премудростей нет, придумывают скрытые шурупы, спрятавшиеся под наклейками, пластмассовыми вставками, съемными крышечками регуляторов. Крепеж фиктивный. Полезные функции отсутствуют.

Мотор фена питается постоянным током 12, 24, 36 В. Для выпрямления сетевого напряжения используется диодный мост, в дешевых моделях - одиночный диод. Фильтрация гармоник питания проводится конденсатором, включенным параллельно обмоткам двигателя или входящим в состав более сложного фильтра. Индуктивности ввиду непомерной массы в фенах применяются редко. Поэтому знаний принципов сглаживания пульсаций RC-цепочками хватит, чтобы справиться с построением принципиальной схемы ремонтируемого фена. Иногда фильтрующим элементом используется одна спираль (индуктивность).

Выключатель фена одновременно замыкает цепь, через которую будут питаться спирали, запускает мотор. Дальнейшая схематика вмешательства определена сложностью:

  • регулируются только скорость вращения или только температура;
  • возможность по отдельности выбирать обогрев и интенсивность воздушного потока.

В большинстве моделей фенов параллельно стоит защита от включения нагревателей при бездействующем моторе. Уберегает спираль.

Опционально наличествующий термостат в виде специального сопротивления или другого чувствительного элемента. Опишем встречающиеся поломки у верных помощников прекрасной половины человечества.

Типичный порядок осмотра

Если прибор лишен признаков жизни, работает нестабильно, осмотр начинается цепью питания. Ниже схематично описан ремонт фенов Rowenta.

Внимание! Описанные виды работ требуют навыков обращения с электрическими приборами. Авторы сбрасывают ответственность за ущерб здоровью, имуществу, возникший при попытках следовать приведенным рекомендациям по ремонту фенов.

Шнур

Осмотр силового провода начинается розеткой. Там кроется часть неисправностей: нет напряжения - фен не работает. Если вольтаж в розетке присутствует, осмотр шнура начинается местом входа в корпус, идите по направлению к вилке. Работы выполняются на обесточенном приборе. Ведется визуальный поиск изломов и нерегулярных образований - горелостей, повреждений изоляции, изломов.

Затем разбирается корпус фена. Внутри имеете шанс увидеть варианты электрического сопротивления:

  1. Пара разъемных контактов.
  2. Пайка.
  3. Проводка заделана в пластиковые колпачки.

Неразъемное соединение

Последний элемент списка характеризует неразборное соединение, следовательно, архисложен случай для тестирования. Умелые руки, а точнее, умные головы, украинских братьев по разуму советуют использовать для ремонта фена обыкновенную иголку. Сразу уловившие ход мысли следующий абзац пропустят, непосредственно начинайте тестирование.

Ремонт фена своими руками начинается прозвонкой проводки. Подойдут китайский тестер, лампочка, индикатор. К одной клемме прикрепляется иголка, втыкаемая затем в жилу питания в районе колпачка сквозь изоляцию до меди. Вторая клемма ощупывает ножки вилки. Звонок проходит для обеих жил. Свыше 1 прокола на жилу при починке фена делать не стоит (некоторые попытаются искать еще и место обрыва), поскольку характер эксплуатации предусматривает попадание влаги с мокрых волос.

Контактная площадка

Прозвонить провод, имея перед глазами визуально различимые места стыковки, сможет даже ребенок. Обнаружив повреждения, рекомендуется купить новый шнур, снабженный вилкой неразборной конструкции. Вероятность попадания влаги обкладывает ограничениями выбор изоляции токопроводящих частей, используемую в целях ремонта фена.

Распространены случаи: первый взгляд выявляет место повреждения входа шнура в корпус. Оплывы, нагар, черная изоляция указывают локализацию неисправности.

На стыке с корпусом фена приютилась уязвимая точка проводки. Хозяйка берет нежный прибор за шнур, мотает из стороны в сторону, накручивает кабель на ручку. Жила с трещиной искрит, изоляция греется, сгорает, медь плавится. Таков механизм повреждения медных жил.

Выключатель и переключатель

При подновлении полезно замкнуть накоротко выключатель, проверить: изменит фен в ответ на незамысловатый шаг поведение коренным образом. Встречаются трехпозиционные переключатели, каждое положение в короткозамкнутом состоянии проверяется отдельно. Запомните, зарисуйте исходную раскладку проводов перед началом починки фена.

Проверка переключателей скорости, температуры использует аналогичную схему.

Выявленный в ходе реставрации фена дефектный элемент осмотрите. Нагар счищается надфилем, шкуркой, ластиком. Контакты протираются спиртом. Неисправные комплектующие заменяются эквивалентами. Радикальный метод - замкнуть кнопку включения накоротко на время поиска подходящих комплектующих.

Вентилятор

Сравнительно часто у фена забивается воздуховод. Необходимо снять фильтр, если таковой имеется, и тщательно прочистить. Мягкой кисточкой удалить пыль из щелей.

Отсутствие вращения лопастей или низкие обороты часто наблюдаются, когда волосы намотаны на ось двигателя. Пропеллер необходимо аккуратно снять с вала, всячески избегая при этом лишних усилий и перекосов. После этого посторонние предметы удаляются.

Спирали

У фена нагревательных элементов обычно несколько. Визуально все они должны выглядеть однородно. В этом убедитесь при исправлении фена, вскрыв корпус. Обнаруженные разрывы устраняются скруткой концов, пайкой и лужением. Можно также раздобыть тонкие медные трубочки и обжать концы разорванной спирали внутрь.

Дефекты нагревательных элементов при ремонте наблюдаем визуально. Внимательный осмотр подскажет, как починить фен. Эффективна замена спиралей аналогичными покупными или самодельными изделиями из нихромовой проволоки.

Двигатель

Электрический двигатель фена может питаться как постоянным током, так и переменным. Если диодный мост сгорел, повреждены обмотки, нормальное функционирование нарушается. Ужасный треск и искры при включении указывают неисправность мотора.

Обмотки двигателя выпаиваются при ремонтировании фена из электрической схемы. У каждого провода найдите пару, которая звонится. Выводы соединяются тройками, ни один не должен висеть в воздухе. Замена обмотки при ремонте фена производится только в мастерской. Впрочем, народные мастера мотают не хуже станков. Желающие попробуют.

При исправности обмоток осматриваются щетки, медная поверхность под ними зачищается, оценивается плотность прилегания.

Ось должна свободно крутиться. При починке фена не помешает смазать трущиеся поверхности, вручную приработать проблемные места.

Микросхема

Подложка из гетинакса иногда трескается, разрывая дорожку. Поврежденный участок залудите, негусто покройте припоем.

Испорченные конденсаторы чуть раздуваются. Верхняя грань цилиндра содержит неглубокие прорези, когда изделие ломается, боковина раздувается, выгибаясь наружу. Такой конденсатор замените в первую очередь, обнаружив характерный дефект.

Выгоревшие резисторы темнеют. Некоторые сохраняют работоспособность, желательно такой радиоэлемент заменить.

Термостат

Некоторые фены снабжены саморегуляцией. Эффект достигается использованием резистивного делителя, одним плечом которого выступает элемент, реагирующий на температуру. Дальнейшие действия определены схемой реализации контроля параметра. Порекомендуем:

  • исключить датчик вовсе, разорвав цепь, испробовать реакцию прибора;
  • замкнуть после этого провода накоротко, включить, посмотреть, что будет.

Велик шанс неудачи, если прибор обучен реагировать только на фиксированное значение сопротивления. Остается поискать принципиальную схему в интернете или нарисовать самостоятельно.

Ремонтирование профессиональных фенов отличается большей сложностью. Элементы конструкции часто дополняются плавными регуляторами и дополнительными опциями наподобие кнопки Care. Спирали изготавливаются из специальных сплавов, создающих при нагревании отрицательные ионы, благотворно влияющие на волосы. Методика остается прежней:

  • шнур;
  • выключатели и кнопки;
  • очистка от пыли;
  • спирали;
  • мотор;
  • визуальный контроль конденсаторов, резисторов.

Перед починкой желательно раздобыть принципиальную схему.

Промышленные модели мало чем отличаются от бытовых. Но сушить волосы не рекомендуется. Отличаются такие изделия повышенной стойкостью к пыли, ударам, вибрациям, влажности, прочим климатическим факторам. Домашняя реставрация промышленных фенов закончится не лучшим образом.

Электрорадиоизделия, применяющиеся в бытовых моделях, не подходят для эксплуатации в тяжелых условиях. Требования предъявляются к проводам, шнуру питания, мотору и спиралям.

Когда фен для волос, принадлежащий вашей суженной перестаёт работать, это может превратится в трагедию….

Конечно можно порадовать любимую приобретением нового, но поверьте, если вы возьмётесь отремонтировать старый и добьётесь успеха, то вы не только сэкономите домашний бюджет, но и повысите свой статус хозяина, мужа и мастера на все руки!

Конечно, для многих ремонт подобных устройств не вызовет особых сложностей в силу собственного опыта и знаний, но ведь не все такие мастера починяки!)

Сейчас, на живом примере рассмотрим некоторые типовые неисправности этого вида техники, и те кто никогда не сталкивался с подобными работами, увидят что в этом нет ничего сверх сложного. Конечно в разных устройствах будут отличия, но принцип одинаков.

Первое на что следует обратить внимание, это сетевой шнур, часто провод переламывается либо у основания сетевой вилки, либо у самой ручки фена. Причём переломанный провод визуально может казаться исправным поскольку сверху закрыт довольно толстой изоляцией.

Такая неисправность часто обнаруживается тем, что сгибая провод в вышеуказанных местах устройство может заработать. Но не обольщайтесь, эксплуатировать с таким проводом электрические приборы нельзя, провод необходимо заменить.

Для этого придётся фен разобрать, впрочем это понадобится и для устранения других неисправностей. Приступим.

Как разобрать фен

Как правило все современные фены, впрочем как и другие бытовые устройства подобного рода, не всегда имеют болты крепления доступные и на виду, они часто скрыты за различными заглушками или пластиковыми панелями которые нужно отстегнуть. Пациент для данной статьи, старенький фен Rowenta, в этом смысле не отличается.

На ручке фена отщёлкиваем и снимаем пластиковую панель

Тонкой плоской отвёрткой или лучше коротким монтажным ножом, отжимаем защёлки и снимем крышку. Далее нужно разобрать механизм переключения режима скоростей. Для этого вынимаем ось колеса переключателя и снимаем планку.


Затем снимаем ещё одну накладку и вот только теперь можно выкрутить болты крепления.


Кстати для этого часто нужна хитрая отвёртка например формы треугольник, звёздочка или плоская с прорезью, в моём случае это давно сделанная самоделка из старой плоской отвёртки, но сейчас такие можно и приобрести.

Теперь когда два винта выкручены, для полной разборки необходимо снять ещё одну пластиковую часть корпуса.


Ну вот, добрались до внутренностей.

Теперь, можно и провод заменить и любой другой ремонт выполнить.

В чём была причина неисправности

В моём случае была сломана кнопка отключения нагревателя. Знаете для чего нужна эта кнопка? Многие, как выяснилось не в курсе. Дело в том, что если фен выключить сразу, без применения этой кнопки, то есть риск испортить устройство. Это может произойти потому что вентилятор после выключения сразу останавливается, а спираль ещё не остыла, теплу некуда деваться фен перегревается, так можно даже расплавить корпус. А эта кнопка позволяет отключить и продуть спираль при работающем вентиляторе, дав ей возможность несколько остыть.

Так вот эта самая кнопка и вышла из строя, сломалось крепление одного из контактов, соответственно фен дул только холодным воздухом. Для ремонта пришлось немного расширить отверстие оторванного контакта и поставив на место заплавить пластиком для фиксации. Конечно перед этим будет правильным зачистить пригоревшие контакты.


В общем после этих несложных действий (описывать гораздо дольше чем делать) фен исправно заработал.

Какие ещё неисправности можно устранить самостоятельно


Проверить целостность сетевого провода, вилки, качество соединений, пайки. Саму кнопку также при необходимости можно разобрать для чистки, но делать это нужно осторожно, что бы не по выскакивали контакты и пружинка (применяется в некоторых кнопках) При серьёзной неисправности кнопки её уже придётся менять, это может оказаться не по силам по причине того что её просто не найти.

Так же мало подлежат ремонту двигатель вентилятора и сама спираль — при их неисправности требуется либо профессиональное вмешательство, либо …… Да здравствует, магазин!

Ещё одна возможная неисправность поддающаяся ремонту- термопредохранитель.


Это самовосстанавливающийся предохранитель который отключает спираль нагревателя при перегреве, а после остывания возвращающийся в исходное, замкнутое положение. Но случается, что контакты его со временем подгорают и он перестаёт нормально работать. Нужно восстановить хороший контакт, аккуратно чем то тонким (отлично подходит пилка для ногтей, пока жена не видит) пошоркать между контактами, но не разжимать их более чем толщина пилки. Иначе потом придётся подгибать пластины контактов для их хорошего сжимания.

Иногда подгибание просто необходимо. Но будьте аккуратны, это не так просто, помните, что всё крепится на хрупкой слюдяной основе и прикладывая усилия можно только всё ухудшить.

Помните, что при любом ремонте важны внимательность и аккуратность! Это один из залогов успеха!

Фен строительный (технический) - ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки - перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2x1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась - двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.





Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.



Плата DB3011.




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.


Двигатель с крыльчаткой.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.




Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.


Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Блок питания двигателя.

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути - изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка - выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное - не расколоть феррит!

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае - 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное - уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку - наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.


Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.


Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.


Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).



Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).



Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).


Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

Замена переменного резистора.

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье - ). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом - наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.



На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса - самый быстрый способ определить назначения выводов.


Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.


Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

Выводы.

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

Абсолютно любой фен можно разделить на два основных элемента - нагревательный элемент и электродвигатель. Нагревательным элементом служит обычно нихромовая спираль, именно она нагревает воздух. А электродвигатели постоянного тока, создает теплый направленный воздушный поток.

Электродвигатели в фенах бывают 12, 24 и 36 Вольтовые, но иногда в очень дешевых китайских моделях встречаются электродвигатели на 220 Вольт. К ротору двигателя крепится пропеллер, который обеспечивает отвод теплого воздуха со спирали. Мощность фена варьируется от толщины спирали и мощности электродвигателя.

Рассмотрим конструкцию фена более подробно:

1 - насадка-диффузор, 2 - корпус, 3 - воздуховод, 4 - ручка, 5 - предохранитель от перекручивания шнура, 6 - кнопка режима "Холодный воздух", 7 - переключатель температуры потока воздуха, 8 - переключатель скорости потока воздуха, 9 - кнопка режима "Турбо" - максимальный поток воздуха, 10 - петля для подвешивания фена.

Схемы современных фенов


Практический пример разборки фена фирмы DELONI

Корпус фена состоит из двух пластмассовых половинок, переднего и заднего кольца и сетки. Сеточная полусфера демонтируется легким поворотом против часовой стрелки. Сложней всего вытащить заднее кольцо там где сетевой провод входит в основание. У этого кольца есть ушки с отверстиями и с фиксаторами. Переднее кольцо снимается, хоть и немного легче но также имеет два фиксатора на половинках корпуса и углубления в кольце (на фото ниже хорошо виден только один выступ и кольцо одето до него).

основные элементы фена и схема на фотографиях ниже:

Фен Rowenta cv8525 работает, но не греет воздух

Сначала снимается переднее металлическое кольцо, затем задняя сетка под ней скрываются два самореза, отвинчиваем их и снимаем заднюю накладку с ручки (на защелках). Под накладкой располагаются пять саморезов отвинчиваем их.

Осмотр выявил классическое нарушение контакта в кнопке отключающей нагрев воздуха. Контакт немного отошел и перестал замыкать цепь нагрева спирали. Ремонт свелся к правильной установки положения контакта и приплавлении верха пластиковой стойки обычным паяльником

Разборка и ремонт фена Remington

Нестабильность работы. Периодически фен выключался. Сначала требуется вытащить заглушки на ручке фена. Удалить заглушки можно швейной иголкой или острым концом тонкого ножа.

Под заглушками расположены винты под специальную U-образную отвертку. После разборки ручки, видим – выключатель подачи теплого воздуха (синий), переключатель мощности фена (красный). Тут надо все очень внимательно осмотеть на случай вполне вероятного обрыва проводников или оплавления на переключателях.

Конструкция и электрическая схема фена не очень сложны и будут по зубам любому начинающему при изучении электротехники.

Итак, откручиваем два самореза и половиним ручку.
У этого фена перестала держаться крыльчатка обдува на валу электродвигателя и была закреплена с помощью авто-герметика.

Рассмотрим полностью его устройство и возможные поломки.
Фен состоит из двух параллельно включенных (после переключателя) цепей.

1. Последовательно проследим прохождение тока по первой цепи от точки соединения цепей "А" до точки "Б":
(точка "А" - рабочий нагревательный элемент "РН" (зелёный) - диодный мост "Д1-Д4", от которого получает питание электродвигатель "М" - точка "Б").

2. Вторая цепь:
(точка "А" - дополнительный нагревательный элемент "ДН"(красный) - термо-выключатель (термопара) "Т" - микро-выключатель "Вмкр" - точка "Б").

Переключатель трехпозиционный выполняет действия в общей цепи по трем положениям:

1. 0 - общая цепь разорвана, питание отключено;

3. II - переключатель включает схему напрямую в сеть;

Рассмотрим цепь №1 рабочего нагрева с электродвигателем.
Элементом нагрева служит намотанная спиралью проволока, имеющая большое удельное сопротивление току (например, нихром).

На электродвигатель подается напряжение постоянного тока, полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов.

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это - спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста).

В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.

Делаем вывод:
Сопротивление (зависит от материала и длины проволоки) элемента рассчитано так, чтобы при нормальном нагреве разность напряжения сети 220В и падения напряжения на этом элементе была равна падению напряжения, необходимого для работы электродвигателя, т.е. для питания диодного моста.
U сеть - U спираль = U моста.
При несоблюдении этого равенства работа невозможна, т.е. если по каким-то причинам сгорает спираль, замену следует производить на аналогичную, с таким же удельным сопротивлением.

При выходе из строя электродвигателя заменяем его на идентичный.
В диодном мосту может случиться обрыв или пробой диодов

В быту используется большое количество электрических приборов, призванных облегчать жизнь обывателя. Но любая техника имеет свойство со временем выходить из строя. Ремонт фена для волос можно легко провести своими руками в домашних условиях, не обращаясь за помощью в сервисный центр.

Фен – это устройство, которое используется для сушки и укладки волос. Он состоит из следующих конструктивных элементов:

  1. Двигатель;
  2. ТЭН – нагревательная деталь;
  3. Вентилятор;
  4. Термозащита;
  5. Кабель питания;
  6. Регуляторы (оборотов вентилятора, температуры и т. д.).

Принцип работы бытового фена основан на низковольтном коллекторном двигателе, работающем на постоянном токе. Чтобы устройство могло включиться, в его конструкции используется специальная понижающая спираль, которая способствует падению напряжения до необходимого уровня. Она установлена внутри ТЭН. При помощи диодного моста напряжение выпрямляется. На двигателе расположен стальной вал, на который насаживается вентилятор (в большинстве случаев, он выполнен из пластмассы, хотя сейчас есть профессиональные модели с металлическими лопастями). Вентилятор может состоять из двух, трех или даже четырех лопастей.

Фото - конструкция фена

Нагревательный элемент электрического фена представлен в виде спирали с нихромовой проволокой . Она намотана на несгораемое основание, что повышает безопасность при использовании прибора. При включении в сеть, спираль начинает нагреваться, а установленный за ней вентилятор выдувает тёплый воздух из корпуса фена. Для защиты от перегрева используется регулятор температуры (настраивается при работе) и термостат. Помимо этого в любом фене установлена кнопка «холодного ветра» или «cool» - при её нажатии спираль прекращает нагреваться, остается работать только двигатель и вентилятор, соответственно, из носика дует холодный воздух.

Фото - фильтр

Нужно отметить, что термостат установлен не у всей техники. Он предназначен для контроля нагрева блока с нихромом при длительной работе устройства. К примеру, это может быть стационарный профессиональный фен (применяется в парикмахерских). Когда спираль нагревается до максимально допустимой температуры, термостат отключает питание. После остывания контакты включаются обратно.

Фото - нихромовая спираль

Типичные неисправности фена Bosch LCD (Бош), Valera, Skil, Vitek, Scarlett (Скарлет) и прочих:

  1. Пахнет горелым. Запах может исходить из спирали, на которую попали волосы в результате неаккуратного обращения, или при сгорании внутренних деталей схемы;
  2. Фен не включается. Причина может заключаться в поломке двигателя, перебитом шнуре питания, отсутствия напряжения в сети;
  3. Снизилась эффективность работы. От чистоты фильтра, установленного на задней части корпуса, зависит мощность работы устройства. Если он забился – то прибор начнет работать с меньшей эффективностью;
  4. Вентилятор очень медленно вращается. Скорее всего, ему просто что-то мешает;
  5. Фен Braun (Браун), Philips (Филипс) или Rowenta (Ровента) не греется. Есть несколько причин, почему это происходит: заблокирована кнопка холодного воздуха, сломалась спираль, повреждена схема, не работает термостат.

Фото - модель для сушки волос

Разборка

Перед началом ремонта нужно знать, как самостоятельно разобрать фен Parlux, Saturn, Moser или Jaguar. В этом нет ничего сложного, потребуется всего лишь инструкция и отвертка:

  1. На корпусе находится два болта с задней стороны. Их нужно открутить и аккуратно вынуть. В некоторых случаях, их больше, проследите за тем, чтобы были вынуты все крепления;
  2. Параллельно можно также снять крышку с верхней панели – под ней находится вентилятор. Она чаще всего просто прижата к корпусу, поэтому без проблем выходит, если её поддеть отверткой;
  3. Под верхней панелью корпуса находится переключатель режимов и кнопка холодного воздуха. На панели установлено несколько проводов. Которые подключены к контактам схемы. Для дальнейшей разборки их потребуется снять;
  4. Теперь Вы можете вынуть спираль из головки фена. Нужно действовать аккуратно, иначе она может разбиться, вынимайте только после того, как убедитесь, что сняли все крепления;
  5. Под спиралью, соответственно, находится мотор. Его чаще всего нет необходимости доставать, т. к. практически все неисправности будут заметны сразу на месте подключения двигателя к контактам нагревательного элемента . Исключением является потребность замены детали, тогда ремонт производится капитальный.

Ремонт

Рассмотрим, как производится самостоятельный ремонт фена Babyliss, Rowenta Brush Activ, Bosh, Remington и прочих в домашних условиях. В первую очередь нужно очистить вентилятор и вал двигателя от волос. Их там собирается очень много даже спустя несколько месяцев интенсивного использования. Для этого нужно снять заднюю верхнюю панель и разрезать волосы, после просто удалите их пинцетом или пальцами. Ни в коем случае нельзя протирать запчасти влажной тряпкой – это повредит контакты. Это делается в любом случае, независимо от проблемы.

Фото - вентилятор

Если пахнет горелым, то нужно произвести ремонт спирали и фильтра. Их можно очистить при помощи сухой мягкой щетки. Просто протрите зубчики ТЭНа и прочистите фильтр. Следите за тем, что контакты не заломались в процессе очистки.

Фото - Чистка

Если фен не включается, то сразу нужно проверить кабель питания. Чаще всего он переламывается у основания, т. к. в процессе эксплуатации фен много раз вращается в разные стороны по своей оси. Если с ним все нормально, то просмотрите контакты на спирали. Их может быть 2, 3 или 4. Когда устройство падает или ударяется, они иногда отпаиваются, из-за чего питание двигателя обрывается.

Когда поломка связана с вентилятором, то отремонтировать устройство проще простого. Первым делом нужно проверить, целы ли лопасти. Конечно, от их состояния эффективность работы не слишком измениться, но если замечены трещины или зазубрины, то лучше сразу поменять пропеллер. После того просмотрите вал. Иногда в носик фена падают мелкие детали или другой сор, которые блокируют вал, и он начинает медленно крутиться.

Теперь обсудим причины того, когда у профессионального фена Coifin, Steinel или Lukey не греется спираль сухого теплого воздуха. Как мы говорили, причин может быть несколько. Например, заела кнопка холодного воздуха. Принцип её работы следующий: при нажатии на кнопку, контакты внутри корпуса размыкаются, вследствие чего прекращает работать спираль нагрева. Если она все время разомкнута – то спираль просто не может начать греть. Если проблема не в самой кнопке, а в контакте, то его нужно самому запаять.

Причина поломки может крыться в сломанной спирали, её ремонт немного сложнее провести, чем чистку. В некоторых моделях она изготовлена из некачественного материала, который легко ломается от удара. Если на основании отсутствуют некоторые зазубринки или видны тещины – она заменяется.

Видео: как отремонтировать спираль в фене

Обзор цен

Не всегда можно провести ремонт самому дома, поэтому многие центры предоставляют услуги по починке фена.

Нужно отметить, что ни одна мастерская не возьмется выполнять гарантийный ремонт после самостоятельного вмешательства. Поэтому, если не уверены в своих силах, то лучше сразу обратиться к специалистам.

Как вы уже догадались, в данной статье мы рассмотрим вариант ремонта обычного бытового фена, своими руками. Так как в ремонтную мастерскую вы его всегда успеете отнести, то попробуйте его сделать самостоятельно. Для ремонта и диагностики нам понадобиться, прозвонка, отвертки, плоскогубцы и индикатор.

Для начала делаем визуальный осмотр фена, на поиск видимых механических повреждений. Если все в порядке включаем фен в розетку и определяем характер неисправности. При любой поломке нам все равно нужно будет разобрать фен для ремонта. Допустим, фен вообще не включается и не подает признаков жизни, значит, у нас есть отправная точка. В первую очередь нужно глядеть сетевой шнур и переключатель на рукоятке фена.

Смотрим на корпус и определяем, какая отвертка нам нужна, вариантов тут много, звездочка, рогатка, фигурная, шлицевая, все зависит от модели фена. Разобрав корпус, внимательно изучаем всю начинку фена и стараемся понять что куда идет и зачем оно нужно. Положив разобранный и приготовленный к ремонту фен на ровную диэлектрическую поверхность, включаем его в сеть.

Далее берем индикаторную отвертку и смотрим, куда приходят концы сетевого шнура. Проверяем приход фазы индикатором , если все в норме то переворачиваем вилку в розетке и проверяем фазу на втором проводе. Если вы установили что есть обрыв сетевого шнура, то постарайтесь его найти.

Хороший способ для поиска обрыва кабеля осторожно изгибать и шевелить его для того чтобы места обрыва соединились и фен кратковременно включился. Так же на фото обозначены места, где наиболее часто происходит обрыв.

После сетевого шнура ищем поломку в кнопке включения по тому же принципу. Смотрим где у кнопки вход и проверяем наличие фазы, затем ищем выход с кнопки и проверяем там. Кнопки и переключатели это основная неисправность бытовых фенов стоят они не дорого, так что не старайтесь их ремонтировать это нудно и кропотливо, гораздо проще купить и заменить своими руками. Большинство поломок можно определить при помощи визуального осмотра фена в разобранном состоянии и индикаторной отвертки.

Электродвигатель фена в основном работает от постоянного тока, который идет от диодов. Для того что бы проверить диоды необходим тестер. На нашем сайте по электричеству вы найдете руководство о том, как работать с тестером и проверять диоды. Нет смысла подробно повторяться в этой статье.

Очень внимательно осматриваем спираль фена и если вы нашли в ней обрыв то для его ремонта нам потребуется маленькая медная трубка . Смотрим на фото и делаем также, не стоит скручивать концы спирали между собой, так как они скоро сгорят и вам придется ремонтировать фен второй раз.

Основные поломки фена

Сетевой шнур

Переключатель

Забитый вентилятор

Спираль

В моей практике поломки электродвигателя встречались не часто, и если у вас сгорел на фене электродвигатель, то нет смысла его менять, проще купить новый фен и желательно подгадать покупку к 8 Марта, что бы не тратиться на подарок второй раз)))

К любому радиолюбителю, как только информация о том, что он разбирается в электронике, разнесется по знакомым, наверняка обращаются за помощью, почти все из них. Действительно, при нынешних ценах, даже на мелкий ремонт техники в мастерской, иногда бывает дешевле и выгоднее купить новую вещь, чем сдавать дешевые вещи на ремонт. Но при наличии пусть даже небольшого опыта, подобный мелкий ремонт бытовой техники , можно не напрягаясь, провести в домашних условиях. Не имея практически никаких инструментов, с использованием для измерений одного только мультиметра, затратив максимум час - полтора времени. Вообще, имея только один мультиметр, из приборов, и самое главное, умея с ним хорошо обращаться, уже можно выполнять довольно большое количество самостоятельных ремонтов , самой разнообразной бытовой техники. Сегодня ко мне, как обычно, обратились родственники, за помощью в Polaris для сушки волос.

Опытные мастера, прочитав эту статью, конечно усмехнутся, тут делов-то на полчаса, и еще чай попить можно успеть), какие час - полтора, но данная статья, ориентирована в первую очередь, на начинающих домашних мастеров, а не профессионалов в своей области, у которых все получается, конечно намного быстрее. У меня этот ремонт, так и занял, где то полчаса. Небольшие трудности возникли лишь при разборке. После осмотра фена увидел, что в нем применен саморез со шлицем под головку типа Вилка.

Поначалу был озадачен, если бы саморез не удалось открутить, о ремонте можно было бы забыть. Это с головками под звездочку или крестовую, при необходимости, если вы сорвали шлицу, или просто банально не можете найти подходящую отвертку, еще может прокатить вариант высверливания головки сверлом, зажатым в патрон электродрели. Но у меня, к счастью, есть в наличии два набора отверток с разными битами, и одна из бит у одного из наборов подошла. Когда винт был откручен, корпус все равно отказывался открываться. Знаю по опыту, что применение силы, не всегда самый правильный выход, и если корпус не открывается с применением среднего усилия, значит там стоят защелки. Тогда я достал набор экстракторов для разборки планшетов, так как решил не корябать корпус, разными металлическими предметами . Правда это мне мало помогло, требовалось большее усилие, и без помощи перочинного ножа не обошлось. Наконец корпус был благополучно открыт.

Схема фена

Беглый взгляд на внутренности Полариса показал, что никаких сюрпризов не ожидается. Я уже сталкивался с подобными поломками техники, и диагностика неисправности не поставила меня в тупик. Первым делом был прозвонен шнур питания, он оказался целым.

Далее пощелкал переключателем на 3 положения, подключив щупы к контактам переключателя. На экране мультиметра, включенного в режиме сначала звуковой прозвонки, а потом омметра, при этом иногда мелькали какие - то цифры, отличающиеся от бесконечности. Ну одного этого мне уже было достаточно, я определил, в чем была вероятная неисправность. Подгорели контакты переключателя, это была типичная неисправность , для силовых переключателей движкового типа. Переключатель был без проблем разобран.

Данный переключатель имеет 4 контакта и 3 положения. При переключении замыкаются два соседних контакта, например 1 - 2, 2 - 3, 3 - 4. Если с контактами было бы все нормально, достаточно было бы коснуться этих пар контактов, при переключателе, находящемся в соответствующем положении, и если раздается звуковой сигнал, значит контакты функционируют нормально. В случае если звуковой сигнал не раздается, и даже в режиме прозвонки сопротивления 200 Ом, у нас сопротивление не равно нулевому, или близко к этому, то значит контакты требуют чистки.

Процедура это довольно простая, достаточно отщелкнуть 6 пластмассовых защелок, перочинным ножом, и переключатель будет разобран. Иногда корпус данных переключателей бывает металлическим, в таком случае все решается также просто. Утконосами, а если нет таковых в наличии, то можно и простой отверткой, отгибаем ушки - крепления, и подвижную часть переключателя можно будет извлечь. На контактах будет нанесена специальная токопроводящая смазка, которая облегчает движение подвижной части переключателя. В случае, если в корпусе переключателя осталось, хоть немного этой смазки, желательно после чистки, снова нанести её на контакты.

В моем случае не видно было из за нанесенной смазки, подгорели или нет контакты. Поступил просто: зачистил до блеска, плоской отверткой, поверхности подвижной и неподвижной частей контактов, и нанес на контакты, сколько удалось собрать в корпусе переключателя смазки. Дальше собрал переключатель, совместив контакты, и вставил на место фиксатор положения. Последующая прозвонка сопротивления контактов переключателя показала, проблема исчезла, чистка помогла. Дальше оставалось самое элементарное, собрать фен в корпусе, и провести окончательную прозвонку режимов фена, через вилку питания. В положении (0), как и положено, ничего не звонилось.

В положении (1), с подключенным последовательно диодом, для отрезания отрицательной полуволны, и как следствие, снижения мощности в два раза, в режиме прозвонки сопротивления на пределе 2 кОм, на экране были показания примерно равные 600, что также соответствовало норме. Ну и наконец, в положении (2), включение спирали напрямую, сопротивление было равно 50 Ом. К сожалению, схемы на данное устройство не нашел, но мне она и не была нужна, все было видно и понятно без нее. Нашлась только схема на фен этого же производителя, Polaris, но с переключателем на 4 положения. Ну, в принципе для людей, хоть немного знакомых с ремонтом, этого будет уже достаточно, отличия схем незначительные.

Параллельно с основной схемой устройства, видимо, с целью снизить уровень помех, был установлен неполярный конденсатор. Конечно, думаю я не открыл ни для кого америки, написав эту статью, и с данным ремонтом, может справиться любой человек, имеющий знания в объеме школьного курса физики, и умеющий пользоваться мультиметром, но думаю она все равно будет полезной для начинающих. Ремонт проводил AKV.