Бытовые стереотипы примеры. Стереотипы – как сознание обманывает нас. Этнические, национальные стереотипы — это устоявшиеся представления народов об умственных, моральных, физических свойствах других народов. Могут быть положительными или отрицательными в

Как часто мы оцениваем людей по их принадлежности к полу, считаем, что подростки не могут судить о жизни, а люди из разных культур все как один имеют определенные особенности?

При этом выясняется, что немец – не обязательно педант, блондинка может оказаться доктором наук, а семнадцатилетний юноша иногда имеет больше знаний, чем тридцатипятилетний мужчина. Только стереотипы от этого не исчезают, такова их природа – встретив исключение, человек его отметает, а подтверждения, наоборот, складирует, тем самым укрепляя стереотипное представление. Что такое стереотип и зачем нам столько предубеждений насчет разных групп людей?

Стереотипом в социальной психологии называют фиксированное, обобщенное убеждение о конкретной группе или классе людей, как правило, окрашенное эмоциями, хотя бывают и нейтральные. Значение слова «стереотип» в переводе с древнегреческого – «объемный отпечаток». Раньше слово использовали для обозначения монолитных печатных форм.

Существуют и другие варианты использования слова, сходные по первоначальному смыслу. По мысли Павлова и его последователей, динамический стереотип – сложная система условных и безусловных рефлексов, которая образуется благодаря воздействию повторяющегося комплекса раздражителей. А в психиатрии слово «стереотипия» означает отклоняющееся от нормы поведение при расстройствах интеллектуальной деятельности – это сложные или простые действия и фразы, которые бессмысленно повторяются.

История и основные моменты

Понятие стереотип, в том виде, в каком мы его теперь используем, ввел Липман в 1922 году. Именно с этого момента начинается история изучения в социальной психологии стереотипов современного общества. Сейчас почти все знают, какое стереотипы имеют значение и как сильно они распространены, но не все догадываются об их подспудном влиянии на людей.

Причины возникновения стереотипов лежат в социальном научении. Групповые нормы, взгляды близких, СМИ, анекдоты, рассказы, а иногда и реальный опыт находятся в основе их укоренения и развития. Нам сообщают много информации о мире, прежде чем мы получим возможность с ним сами познакомиться. Поэтому Липман утверждает, что мы сначала знаем, а потом наблюдаем.

Функции стереотипов разнообразны. Вот некоторые из них, заслужившие особое внимание ученых:

  • Осуществлять контроль социального поведения (привычки, отношения с родителями, членами семьи, стариками и детьми, традиции, обычаи, вероисповедание и многое другое).
  • Оказывать помощь в идентификации себя с группой или отказе от принадлежности к какой-то группе.
  • Упрощать и мышление (экономия ресурсов).

Поведенческие стереотипы живучи, возникают спонтанно, и их крайне трудно искоренить. Даже результаты тестов на наличие предубеждений тех людей, которые, как они утверждают, не придерживаются стереотипов, показывают, что неосознанно они все же их разделяют.

На вопрос, какие бывают стереотипы, высказывались многие психологи. Почебут обращает внимание на следующие виды стереотипов: восприятия, толкования поведения и самого поведения. Можно также выделить расовые или этнонациональные, социально-статусные, ролевые, эстетические (к примеру, оценка личности по «красоте» человека), вербально-поведенческие, гендерные и возрастные стереотипы.

Недостатки

Стереотипы поведения и мышления стали одной из ведущих тем в . Ключевым недостатком стереотипов является игнорирование различий между конкретными людьми. На их основе может возникать дискриминация. По мнению Почебут, предубеждения и предрассудки – стереотипы ложной интерпретации поведения, а дискриминация – устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Большинство стереотипов говорят о негативных чертах. Впрочем, есть примеры и положительных: о добродушии полных людей, об аккуратности и дисциплинированности военных и т. д.

Позитивная стереотипизация может быть ничуть не лучше отрицательной. Красивых людей многие воспринимают как добрых, приятных, умных, целеустремленных (по результатам исследования Миллера). Так же оценивают и их достижения, способности.

Реан приводит пример эксперимента, в котором преподаватели должны были оценить студентов по личным делам. К одним делам прилагалась фотография симпатичного и серьезного молодого человека, к другим – юноши малопривлекательного и фатоватого того же возраста.

Соль была в том, что личное дело было всего одно. И в том, и в другом случае и у всех преподавателей. Но характеристики, которые были даны по личному делу, в корне отличались. Те преподаватели, что видели дело с симпатичным молодым человеком, оценивали студента позитивно; вторая фотография вела к негативным характеристикам.

Когда вы нанимаете кого-то на работу или говорите о профессиональных качествах коллеги, точно ли вы уверены, что не смотрите в первую очередь на внешность? Возможно, тот, кто воспринимается эталоном трудолюбия, симпатичный лентяй?

Дамоклов меч: угроза подтверждения предрассудков

Опасность стереотипов не ограничивается тем, что мы относимся к людям с предубеждением. Кроме этого они могут существенно вредить развитию личности и её самосознанию, добавлять к действиям человека тревожность и ожидание провала, в целом снижать производительность. Даже если человек не верит в то, что ему, как представителю конкретной группы, приписывает стереотипное мышление, он все равно испытывает влияние стереотипов, даже когда просто знает о них.

Последнее утверждение было доказано целым рядом экспериментов, после чего само явление стало называться «стереотипной угрозой». Стереотипная угроза – это феномен, отражающий влияние стереотипов на обучение и уровень достижений. Как же он действует?

Человек слышит или знает о том, что его воспринимают как представителя группы; если социальные убеждения относительно этой группы негативные, то человек начинает тревожиться, как бы своими действиями не подтвердить мнение общества. По результатам тестов у людей в состоянии угрозы подтверждения стереотипа увеличивается артериальное давление и частота сердечных сокращений, повышается уровень кортизола.

К примеру, гендерные стереотипы указывают на то, что у женщин меньше способностей к математике, чем у мужчин. Если девушкам перед тем, как они сядут решать задачи, связанные с математикой или логикой, напомнить распространенные стереотипы о женщинах, они хуже справятся с задачами, чем те девушки, которых на эти мысли не наводили.

Этнические стереотипы оказывают такое же негативное влияние, что было доказано Стилом и Аронсом в 1995 году. Если при информировании о целях исследования темнокожим студентам сообщали, что оно направлено на измерение интеллекта, они справлялись с ним хуже, чем в случаях, когда просто решали задачу. Реан подчеркивает, что именно этнонациональные предубеждения чаще всего беспочвенны и вредны, они ничего не дают для понимания человека.

Негативные социальные стереотипы и их действие на производительность людей, которые подпадают под их влияние, активно исследуется. Так, исходя из результатов 2007 года, полученных Gupta и Bhawe, стереотипы о мужчинах и женщинах оказывали сильное влияние на женщин относительно предпринимательства. Когда предпринимательство было представлено в профессиях, считающихся нейтральными (подходящих и для мужчин, и для женщин), заинтересованность женщин возрастала.

Стереотипы в обществе настолько распространены, что дети уже в первом классе знают свое место, как показало исследование, проведенное в 2008 году Desert, Preaux и Jund. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом показывали разные результаты в тестах на измерение интеллектуальных способностей в зависимости от того, сообщали ли детям при инструктаже о том, что их будут оценивать. Напротив, результаты тестов детей из семей с высоким социальным статусом не зависели от содержания инструкций.

Последствия и борьба

Последствия переживания угрозы многочисленно подтверждены. Люди отказываются от тех областей деятельности, которые, согласно предрассудкам, им не подходят как представителям конкретных групп.

Каждый раз, переживая тревогу и получая в итоге низкие результаты, они отстраняются от этих видов деятельности. Более того, у людей, часто сталкивающихся с этим феноменом, возрастает вероятность депрессии.

Как избавиться от стереотипов и их пагубного влияния? Поможет вдумчивое и открытое общение с другими людьми, хотя от укоренившихся предубеждений избавляться придется очень долго, постепенно: узнавая людей, получая опыт, не боясь его принимать, мы можем приблизиться к лучшему их пониманию, и стереотипы уже не понадобятся.

Есть несколько эффективных приемов, которые в совокупности понизят негативные последствия феномена угрозы стереотипа у человека:

  • Помочь человеку в переориентации внимания, идентификации с другой группой.
  • Не упоминать о стереотипах, убрать все возможные ссылки на них, атмосфера должна быть в целом нейтральной.
  • Отвлечь внимание. Для того чтобы негативные предубеждения меньше действовали на человека, можно включить его в деятельность, где он на время сможет о них не беспокоиться.
  • Рассказать о самом существовании «стереотипной угрозы».
  • Развенчивать стереотипы и предрассудки путем апелляции к научным источникам.
  • Приводить примеры, которые опровергают предрассудки (девушкам, сдающим математические тесты, демонстрируют женщин, добившихся больших успехов в математике), устранить деление на сугубо мужские и женские сферы деятельности.
  • Подчеркивать роль не групповых, а индивидуальных особенностей, необходимых для успеха в обсуждаемой деятельности. Особенно актуально это для учителей и воспитателей: гендерный стереотип часто приводит к отсутствию мотивации у девочек или мальчиков в сфере деятельности, которая маркирована в обществе сугубо как «мальчишечья» или «девчачья».
  • Объяснить, что каждая наша способность может быть развита больше, а всему, что мы пока не умеем и не знаем, можно научиться, тем самым повышая свои успехи в любой области деятельности.

Используя стереотипы, мы упрощаем социальный мир. Стереотипы мышления или привычки мыслить шаблонно приводят к тому, что мы не можем творчески подходить к действительности и воспринимаем лишь общие схемы, выискивая повод использовать стереотипную реакцию. Открытость новому, способность принять и осознать свою ошибку, не бояться столкновения с неизвестным – все это делает жизнь увлекательнее, а предубеждения слабее, и позволяет общаться с людьми, а не с нашими представлениями о них. Автор: Екатерина Волкова

Социальные стереотипы – этот тот момент в жизни каждого индивидуума, который имеет огромное влияние на все аспекты его жизни. Тем не менее, в современном обществе не принято всерьез задумываться на эту тему. Ведь стереотип просто есть, и его разрушение порой расценивается как прямой протест против общества со всеми его устоями.

Место человека в социуме несомненно подразумевает его принадлежность к той или иной социальной группе. И именно эта группа и диктует те убеждения и отношения к другим социальным группам, которое может как упрощать жизнь в современном обществе, а может и значительно ее усложнить.

В статье речь будет идти именно о том, как иногда важно избавиться от последствий общей социализации и больше обращать внимание на собственные суждения. Этот фактор может не только помочь более толерантно относится к другим представителям общества и те моменты, когда того требует ситуация. Это так же может в личной самореализации, потому что она начинается именно с объективного восприятия своей социальной группы, а значит – и себя самого. Далее будут рассмотрены те факторы, которые непосредственно влияют не место человека в обществе, насколько эти преставления могут помогать в жизни или наоборот, мешать представлениям о реальном положении вещей и о своих возможностях.

Какие именно факторы формируют общественные стереотипы

Стереотипы общества – это замкнутый круг. Их определяет мнение отдельных индивидуумов, и в то же время, стереотипы это мнение формируют. Естественно, нельзя сказать, что стереотипы общества не меняются со временем, и на них не действуют внешние факторы, происходящие в мире. Однако происходит это очень медленно. Иногда они являются тем тормозящим фактором, который не дает вовремя подстраиваться под изменения в жизни этого же общества или отдельной его ячейки.

Так что именно влияет на каждого представителя настолько сильно, что это видение ситуации в дальнейшем не дает здраво смотреть на вещи? Первое – это как раз та структура общества, в которой живет каждый ее представитель. Второе – это семья со всеми ее устоями и представлениями о том, какую именно нишу в обществе она занимает и том, какое место в ее жизни занимают общественные стереотипы.

Конечно, если речь идет о том, насколько сильно это влиянии е сказывается на отдельных представителях общества, то значительную роль играет так же и характер каждого из них и склонность действовать согласно этим стереотипам.

Позитивные и негативные стороны общественных стереотипов

Такое явление, как стереотипы в современном обществе, несомненно, является необходимостью, без которой это общество невозможно себе представить. Однако оно так же и несет в себе некоторые опасности, способные серьезно сказаться на способности отдельных членов общества к самореализации и определении собственной личности в этом самом обществе.

Плюсы: общественные стереотипы способны упростить представление об отдельных представителях одной из социальных групп. Они являются одной из составляющих правильного общественного восприятия, а значит – корректного общения. Именно стереотипы могут быть тем выигрышным фактором, который может давать человеку возможность поднять свою личность над представителями более низкой, по его мнению, социальной группы.

Минусы: в случае, если отдельный индивидуум принадлежит к относительно низкой социальной группе, этот фактор может значительно помешать его самореализации и развитии как личности. Кроме того, стереотипы мешают объективному восприятию как социальных групп в целом, так и отдельных их представителей. Таким образом, в этом случае общественные стереотипы могут быть преимуществом только для тех, кто считает себя представителем социальной группы, превосходящей по каким-либо причинам некоторые другие группы.

Если учитывать непосредственно современные общественные устои, то минусы здесь значительно превосходят плюсы. Это обусловлено современными возможностями для самореализации, связанные с доступностью обучения, общения между различными социальными группами и выхода за пределы тех рамок, которые ставит общество перед любым его представителем.

Данная тема как никогда затрагивает представителей современной молодежи, социальные стереотипы которой еще только формируются и могут быть гораздо более гибкими, чем у предыдущего поколения. На сегодня является очень важным дать молодым людям понять, что некоторые рамки могут только ограничивать возможности как каждого отдельного представителя социума, так и целых социальных групп.

Стоит отметить, что данная проблема уже является крайне актуальной среди социологов и психологов. И касается она не только стран СНГ с их периодом железного занавеса. Так же и в более развитых странах социологи обращают внимание на то, что социальные стереотипы могут негативно отражаться на способности людей к саморазвитию и их становлению в обществе.

Заключение

Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Социологи и психологи уже давно сходятся во мнении, что прежде всего следует полагаться на собственное мнение по поводу различных аспектов современной жизни. Конечно, собственный выбор можно сделать только за счет самообразования и объективной оценки как своей личности, так и той социальной группы, к которой принадлежит каждый из ее представителей.

Стереотипы общества на сегодня не являются тем замкнутым кругом, который определяет весь жизненный путь каждого из представителей общества. Выходом из него является саморазвитие и адаптация в мире современных возможностей и перспектив , открывающихся благодаря экономическому и социальному развитию сегодняшнего цивилизованного мира.

Не секрет, что общество живет в мире стереотипов и домыслов, которые возникают из-за тривиальной нехватки информации (а в отдельных случаях - и знаний). Данная статья расскажет о происхождении этого термина и о том, какие социальные стереотипы существуют.

Стереотип: что это такое

Стереотип - термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип - понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как "обычай" и "традиция".

Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.

Происхождение термина

Необходимо знать этимологию данного слова, чтобы понять его суть. "Стереотип" происходит от греческих слов στερεός (стерео) - "твердый, затвердевший" и τύπος (типос) - "впечатление", следовательно, это слово можно перевести как, "твердое впечатление от одной или нескольких идей/теории".

Этот термин изначально употреблялся в основном в типографии. Впервые был использован в 1798 году Фирмином Дидотом для описания печатной формы, которая тиражировала любую печатную продукцию. Дубликат печатной формы, или стереотип, используется для печати вместо оригинала. Вне контекста типографии первое употребление слова «стереотип» датируется 1850 годом. Оно использовалось в значении "увековечение без изменений". Однако только в 1922 году термин "стереотип" впервые использовался в современном психологическом смысле американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе "Общественное мнение". Постепенно данный термин входит в обиход и постоянно употребляется как в речи простых людей, так и в средствах массовой информации.

Виды стереотипов

Социальные стереотипы можно разделить на основные подвиды:

  • Стереотипы, относящиеся к народам и целым расам (например, стереотипы о русских и евреях).
  • О богатых и бедных.
  • Относительно мужчин и женщин.
  • О сексуальных меньшинствах.
  • Возрастные (как должен вести себя человек в том или ином возрасте).
  • Стереотипы, относящиеся к какой-либо профессии.

Это лишь часть предубеждений, которые влияют на социальные нормы и поведение людей.

Функции стереотипов

Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.

Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов. Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.

Гендерные исследования

Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно. Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.

Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис. Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными. Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.

Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.

Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.

Влияние гендерных предубеждений

Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.

Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу. По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу. Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол - это, по сути, отклонение.

Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.

Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции. Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.

Стеклянный потолок

Все эти факторы создают эффект так называемого "стеклянного потолка". Данное понятие происходит из психологии полов, которое ввели в середине 1980-х годов, чтобы описать барьер в карьерном росте). Данный "потолок" ограничивает движение женского пола по карьерной лестнице по причинам, которые не связанны с их уровнем профессионализма. Впоследствии термин распространился и на представителей других социальных групп и меньшинств (этнические меньшинства, представители нетрадиционной ориентации и др.). Конечно, этого потолка официально не существует, поскольку он является негласным.

Карьерные последствия

По заявлениям организаций по защите прав женщин, женщины и сегодня сталкиваются с этим невидимым потолком. Так, около 80 % руководителей 500 главных компаний Америки являются мужчинами, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех работников на низовых уровнях в фирмах.

Данный барьер, по мнению экпертов, существует из-за устоявшихся стереотипов относительно женского пола и других социальных групп, которых угнетают. У данной категории лиц даже возможно появление так называемой боязни успеха. По мнению современных исследователей, главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным должностям является традиционная кадровая политика фирм, которая полагает, что женщина не пригодна для роли руководителя.

Национальные предубеждения

Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы - прирожденные педанты, а итальянцы - самые страстные мужчины.

Одним из самых главных предрассудков относительно русских является мнение о повальном алкоголизме населения России.

Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.

Еще один стереотип о России, что якобы русские - это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему. Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег. Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.

Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.

Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.

Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.

  • Особенности стереотипов
  • Виды стереотипов
  • Минусы стереотипов
  • Откуда берутся стереотипы?

«Не встречайся с ним – он тебе в отцы годится», «Нужно похудеть, моя талия на 3 сантиметра больше нормы», «Все англичане – чопорные, а американцы – глупые». Перед вами типичные сложившиеся стереотипы, которые можно часто встретить в современном обществе. Из-за подобных предрассудков большая любовь может быть разрушена банальной разницей в возрасте, девушки подрывают свое здоровье, следуя стандартам 90-60-90, люди предпочитают не заводить дружбу с иностранцами. Власть стереотипов огромна. Давайте разберемся, что это такое, какой вред может нанести стереотип развитию личности, и какую пользу можно извлечь из этого явления.

Этимология этого слова восходит к типографскому делу. Именно так назывались специальные клише, которые применялись в печатных машинках. Сегодня, естественно, все знают это слово по другой, более близкой человеку области – по психологии. В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по-разному. Однако общая их идея одинакова – это устоявшееся мнение насчет людей, национальностей, поступков или действий. Первым ученым, который использовал слово «стереотип» по отношению к психологическому явлению, был журналист Уолтер Липпман. Его работа была написана еще в 20-х годах прошлого века, за это время методы оценки стереотипов изменились.

Что создает стереотипы людей? Откуда они берутся? Несомненно, человек использует собственный опыт, обобщает его, превращает в стереотип. Мы боимся еще раз ошибиться, поэтому можем, например, не заводить дел с людьми другой национальности после негативного опыта общения с одним из них. Однако есть и более широкое понятие социальных стереотипов. Они также создаются на основе опыта, только опыт этот длится несколько веков. Именно опыт и время являются основными источниками возникновения стереотипов. Социальный стереотип не создается за один день, но и разрушить его за один день невозможно. На это требуется долгое время.

Особенности стереотипов

По исследованию Уолтера Липпмана все стереотипы обладают четырьмя признаками:

  • они схематичны, не отображают реальность в полном объеме;
  • они ложны, не дают действительного представления о человеке или объекте;
  • они живучи, для разрушения стереотипа требуется время;
  • они редко воссоздаются одним человеком, это обычно плод работы общества в целом.

Виды стереотипов

  • автостереотипы и гетеростереотипы

Автостереотип – это представление человека о самом себе, а гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.

  • индивидуальные и социальные

Индивидуальные стереотипы относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта. Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.

Стоит ли бояться стереотипов?

Естественно, что немотивированный страх перед людьми другой расы, неаргументированное желание выглядеть как звезды подиумов – это неоднозначное явление, которое может страшить нас. У слова закрепилась негативная коннотация. Однако стереотип – это способ классифицировать современный мир. Человечество привыкло отличать своих от чужих, эти категории работают не только во вред. Мы стараемся обобщить наше окружение, чтобы не тратить умственные ресурсы для постоянного оценивания. Поэтому стереотипы поведения невероятно важны. Мы сразу видим, относится ли человек к категории своих или чужих, понимаем, что стоит от него ожидать. Эта экономия, с одной стороны, положительно сказывается на нашей личности, мы уделяем время чему-то другому. Но именно в ней и заключается негативное влияние стереотипов на саморазвитие.

Минусы стереотипов

Прогрессивный человек, уделяющий внимание развитию своей личности, обязательно скажет, что стереотипы – это бред, что он никогда не будет отдавать предпочтение молодому человеку исключительно из-за возраста, никогда не будет отказывать в помощи людям другой национальности. Все это может быть сказано с пафосом и рвением, однако через 5 минут этот же перспективный и саморазвивающийся человек будет смеяться над анекдотом про блондинок. Да, ассоциация цвета волос с умственными способностями – это тоже стереотип. Складывается ощущение, что в какой-то момент стереотипы перестают выполнять функцию фильтра, а начинают проецировать негатив, недоверие на людей или поступки, которые считаются «чужими» в системе ценностей. Это связано с тем, что стереотипы находятся в одной цепочке с предубеждениями и предрассудками. В последних двух понятиях уже больше негатива, они могут стать причиной дискриминаций. Стереотипы – это наш щит от действительности. Он защищает нас от огорчений или переживаний, которые мы можем испытывать к людям, маркированным в нашем сознании меткой «чужие». То есть, мы перестаем сочувствовать людям другой расы, вероисповедания, национальности исключительно из-за давления стереотипов. Естественно, что такой подход невозможен для человечества, ведь стереотипы общества действительно становятся предлогом для бесчувствия.

Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации. Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту. Естественно, что такая предвзятость отрицательно сказывается на успешности компании.

Откуда берутся стереотипы?

Есть мнение, что социальные стереотипы – это давнее явление, пронесенное через поколение. Отчасти это так, но всю информацию о них человек впитывает из окружения, воспитания, рассказов и отношения родителей. Часто стереотип может быть навязан обществом. Человек может не испытывать страха или неприязни к определенной категории людей и поступкам, но перенимает настороженность из-за боязни совершить ошибку. Хотя общество склонно изменять свое отношение к стереотипам. Некоторые явления могут кардинально поменяться за годы и века.

Одним из наглядных способов изучения собственных стереотипов, основанных на неявных ассоциациях, является сайт Гарвардского университета. Тесты разделены на категории – раса, цвет кожи, национальность. Простые задания позволяют выявить ваши предпочтения. Вероятно, кого-то удивят полученные данные, а кто-то, наоборот, ожидает подобного результата. Стоит попробовать, возможно, тесты смогут открыть глаза на многие вещи.

Да, для разрушения стереотипов требуется довольно много времени. Вероятно, что вы можете с опаской относиться к своему коллеге другой национальности. Но для полноценного развития личности не нужно давать стереотипам власть над здравым смыслом. Возможно, этот коллега способен отлично работать с вами в команде, стоит только открыться для него. И вы сможете, ломая стереотипы, избавляться от немотивированного негативного отношения.

Существуют различные виды стереотипов.

Они оказывают влияние на наше мышление, действия, социальное поведение.

Определение понятия

Что такое стереотип? Стереотип в широком понимании — устоявшийся шаблон поведения , штамп, предрассудок.

Нередко стереотипы не имеют никакого отношения к реальности, они созданы мышлением людей на основе поверхностных данных.

Слово состоит из двух: «стерео» — «твердый» и «типос» — «отпечаток», буквально отпечаток в нашем мозге определенного понятия.

Убеждения могут касаться определенной группы людей, например, наличие конкретного признака у расы, поведения, традиций. Нередко приводят к ошибочному восприятию.

Отличие от предрассудков

Эти два понятия схожи, но между тем имеют и отличия.

Первый термин, стереотип — некое обобщение, часто носит коллективный характер , то есть группа людей убеждена в наличии определенного явления.

Например: все русские лентяи. Человек может даже и не понимать, почему он соглашается с определенными стереотипами, но он верит и принимает их.

Предрассудки носят более личный характер , нередко появляются после того, как индивид прошел через сложные события.

Личность может осознавать наличие у нее конкретных предрассудков и критично относиться к ним.

Эффект стереотипизации

Стереотипизация — что это в психологии? Термин означает процесс формирования устойчивого представления или образа. Они касаются явлений, событий или людей.

Исходя из собственного опыта, человек оценивает события или явление, в итоге формируется определенное представление, которое закрепляется в мозгу. Стереотип — уже сформированное отношение к объекту или явлению.

Когда человек встречается с чем-то незнакомым, его мозг начинает сканировать и искать что-то знакомое . Полученный образ относится к определенной группе явлений, так намного легче классифицировать информацию и при необходимости вытаскивать ее из ячеек памяти.

Стереотипное мышление и поведение

Мыслить стереотипами — что это значит?

Такое мышление означает, что человек мыслит в основном шаблонами.

Он не ищет и не анализирует новую информацию, наполняя мозг опытом, а сравнивает с тем, что есть в его памяти .

Так проще, кажется, что мир подчинен некому порядку.

Программа может прививаться уже с детства. Это установки, правила поведения, реакция на события, оценка людей и событий.

Наличие преимущественно стереотипного мышления мешает полноценному развитию личности . Теряется независимость во взглядах и поведении.

Стереотипный способ поведения — что это? Это шаблонное поведение, поощряемое обществом. Личность живет, как все, не выделяется, старается слиться с общей массой. Ей так удобно и . Шаблонное поведение обеспечивает спокойствие, слияние с социумом.

Стереотипы позволяют доводить действия до автоматизма, но они же тормозят развитие и не позволяют посмотреть на ситуацию с иной стороны. При стереотипном поведении есть установка: делать только так и не иначе.

Стереотипный человек — какой он? Это совершенно обычный, типичный представитель общества. Его поведение обусловлено встроенными установками, навыками, традициями.

Такой личности сложно отклоняться от шаблонов, а нечто новое она воспринимает критически и даже агрессивно , так как это нарушает внутреннюю гармонию и спокойствие. У него есть модель поведения, и он действует и мыслит соответственно ей.

Плюсы и минусы

Плюсы :

Минусов стереотипного поведения больше:

  • отсутствие свободы действий и мышления;
  • низкий темп саморазвития;
  • действие по шаблонам, что мешает восприятию новой информации и обучению;
  • ошибки, если ситуация отклоняется от привычной, а личность не в состоянии отойти от шаблонов;
  • доверчивость к информации, отсутствие критического анализа, восприятие полученных данных, как есть, только потому, что так считает большинство.

Кто считается автором данной теории?

Термин был придуман в 20-х годах прошлого века. Автором считается журналист Уолтер Липпман .

Заимствовал он его из полиграфии. Изначально словом «стереотип» обозначали печатную форму. Он позволяла воспроизводить текст много раз.

Авто считал, что стереотипы:

  • не вырабатываются человеком, а навязываются извне;
  • они ложны;
  • упрощают восприятие реальности;
  • существуют долго, плотно закрепляясь в умах людей.

Виды и примеры

Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов :

  • социальный стереотип;
  • этнические стереотипы;
  • стереотипы восприятия;
  • стереотипы в общении;
  • гендерные стереотипы в современном обществе;
  • гетеростереотипы;
  • возрастные стереотипы;
  • поло-ролевые стереотипы;
  • современные стереотипы;
  • распространенные стереотипы;
  • общественные стереотипы.

Стереотипы бывают поверхностные , сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.

Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.

Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.

Подобные стереотипы сложно разрушить.

Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.

Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий .

Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.

Примеры стереотипов:

  • бабы — зло;
  • успешная карьера возможна при наличии «блата»;
  • евреи — хитрый народ;
  • мужчина пообещал — обязан делать;
  • мальчикам плакать нельзя;
  • нельзя брать женщину на корабль — к беде;
  • высокая цена означает высокое качество;
  • по улицам России ходят медведи;
  • французы — отличные любовники.

Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.

Как происходит их формирование?

Стереотипы передаются от одного поколения к другому , поэтому так сложно защититься от них.

Уже в раннем детстве взрослые закладывают в ребенке принципы поведения, внушают, как правильно действовать, реагировать, мыслить.

Велико влияние общества и конкретной страны проживания.

Если стереотипы сформированы на благо общества, то они являются моральными нормами, которых принято придерживаться. Шаблоны поведения помогают адаптироваться в социуме. Ребенка отправляют в школу, объясняя правила поведения, необходимость обучения.

Однако негармоничное развитие личности приводит к тому, что человеку проще и спокойнее действовать и мыслить стереотипами, чем идти на риск и создавать нечто новое.

Те же, кто отходят от правил, достигают гораздо большего.

Как они менялись с развитием общества?

С каждым поколением немного меняется гендерное поведение и стереотипы, с ним связанные. То, что раньше было не допустимо, теперь считается обыденным . Если раньше брак и его имели важное значение, то сейчас многие пары живут, не расписываясь, а разводы случаются гораздо чаще.

Изменилась и . Она все чаще стремится к карьере, занимает должности, ранее считавшиеся мужскими. Сильный пол при этом идет по противоположном развитию в сторону приобретения женских черт.

Раньше женщина была хранительницей очага, матерью, теперь она наравне с мужчиной обеспечивает семью. Более того, современное общество больше уважает работающих женщин , чем домохозяек.

Функции

Исследователи и психологи выделяют различные функции социальных стереотипов.

У. Квастгоф описывает следующие:

  1. . Возникает при необходимости упорядочить информацию. Если изучается что-то новое, например, культура другого народа, то одни стереотипы могут заменяться другими.
  2. Аффективная — выделение среди других людей «своего» и «чужого».
  3. Социальная . Образование социальных структур, выделение категорий.

Выделяют также другие функции социальных стереотипов :

  • установка коммуникации. При общении личности с незнакомым человеком, мозг считывает информацию, сравнивает с хранящейся в памяти и решает, каким образом продолжить общение. Например, разговаривать с генералом и нищим человек станет по-разному.
  • объединение в социальные группы, когда разделяются свои члены сообщества и чужаки:
  • упрощение анализа поступающей информации, сокращение времени ее обработки.

Роль в жизни человека

Человеку для эффективной деятельности необходимо анализировать информацию, систематизировать ее. Важно находиться и «среди своих» . Стереотипы позволяют отнести явления к одной группе.

Большое значение шаблоны поведения имеют при формировании общества, они объединяют социальную группу, закрепляют ее основные признаки.

Однако опасность в том, что стереотипы чаще всего образуются ложные, основываясь на первичных или поверхностных данных.

Они связаны с традициями , передаются от старших поколений к младшим, в некоторых случаях уже нельзя узнать источник их происхождения, однако они являются основой национального мышления.

К сожалению, стереотипное мышление значительно ограничивает возможности человека.

Поэтому для широты кругозора, необходимо научиться правильно анализировать поступающую информацию .

Если вы едете в другую страну и у вас сложился определенный шаблон восприятия и оценки нации и культуры, стоит лучше проверить информацию и более глубоко пообщаться с представителями национальности, чтобы развеять или укрепить в сознании наличие определенного стереотипа.

Поведение на основе шаблонов также упрощает жизнь, но часто становится причиной того, что человек упускает большие возможности, не видит перспектив, совершает ошибки в оценки ситуации и других людей.

Стереотипы — часть нашего общества , но не стоит им слепо следовать. Узость мышления, шаблонность приводят к тому, что человек останавливается в своем социальном, личностном и экономическом развитии.

Со стереотипами, однако, можно бороться, открыв сознание для поступления новой и интересной информации.

Гендерные стереотипы — что это? Узнайте об этом из видео: