Коран, написанный кровью саддама - исламская дилемма. Власти ирака не знают, что делать с кораном, написанным кровью саддама хусейна

В течение двух лет в конце 1990-х годов Саддам Хусейн был неразлучен с медсестрой и мастером исламской каллиграфии. Медицинский работник брала у него кровь (порядка 27 литров), а каллиграф переписывал этой кровью Коран.

По информации газеты "Экспресс-К" , Коран, писаный кровью Саддама Хусейна, хранится за тремя замками в багдадской мечети. Один ключ принадлежит главе иракского Суннитского благотворительного фонда шейху Ахмеду аль-Самарра, другой - шефу полиции, а третий хранится в противоположном районе Багдада.

Шейх Ахмед аль-Самарраи сказал, что то, что хранится в мечети, бесценно и без преувеличений стоит миллионы долларов. Добавим, что сам Саддам назвал хранилище "Матерью всех битв".

После взятия Ирака англо-американскими войсками, власти страны недоумевает, что делать с "говорящей" реликвией свергнутого правителя? Они делают все возможное, чтобы не допустить к реликту посторонних.

Шииты, которые сейчас стоят во главе иракской власти, опасаются возвращения любой символики, связанной с баасистами, которые с интервалами в несколько дней организовывают взрывы и убийства до сих пор.

Сунниты в свою очередь боятся и недовольства властей, и гнева Аллаха. Как говорит шейх Самарраи, исламом запрещено писать Коран кровью. Потому загадочная книга охраняется так тщательно.

Вопрос о том, что делать с тем, что осталось после Саддама Хусейна, стоит очень остро в Ираке. Ведь большинство реликтов неразрывно связаны как с самим диктатором, так и с общим обликом страны. Оппозиционеры утверждают, что все памятники, связанные с Саддамом, необходимо уничтожить, ведь они являют собой свидетельство тоталитаризма и "идеализации человека, олицетворяющего зло". Тогда как противоположное мнение заключается в том, что бывший лидер - неотъемлемая часть Ирака и его истории, необходимо лишь понимать разницу между хорошим и плохим.

Пресс-секретарь премьер-министра аль-Малики Али аль-Муссави заявляет, что памяти о Саддаме не должно быть на улицах Ирака, но "кровавый Коран" должен быть сохранен, как доказательство жестокости Саддама, которому не стоило совершать такой поступок. И хоть каллиграф Аббас Шакир Джуди аль-Багдади, написавший этот Коран по заказу Саддама, создал произведение искусство, помещать книгу в музей нельзя, потому что иракцы не захотят на это смотреть. Потому и хранится "кровавый Коран" в хранилище за тремя замками, где посторонним пока места нет.

В прошлом, в 1990-е годы, последний иракский диктатор провел два года, периодически жертвуя свою кровь - в целом более 7 галлонов - чтобы она служила в качестве чернил для священной книги. Он, очевидно, рассматривал свои 605 страниц в качестве дани и жертвы для своей религии, пишет AOL News today.

Это был также "мастерский пиар ход" , отражающий то, насколько далеко пошел этот светский лидер, пытаясь выиграть признание среди более религиозных мусульман, считает Джеймс Дензелоу , исследователь из Королевского колледжа (King"s College) в Лондоне.

Однако после отстранения Саддама от должности в 2003 году, и казни три года спустя, иракское правительство расчищает дом, избавляясь от остатков режима этого диктатора. В большинстве случаев, шиитские мусульманские политики, управляющие Ираком сегодня, - это бывшие враги Саддама, которых пытали в тюрьме под управлением его суннитской баасистской партии (Sunni Baath Party). Они достаточно быстро избавились от воспоминаний тех лет, разобрав на части дворец Саддама и изменив названия баасистских улиц по всему Багдаду.

Так называемый Кровавый Коран был закрыт в подвале под мечетью Багдада, которую Саддам назвал "Матерью всех деревень" . Мечеть с тех пор была переименована в "Мать всех деревень" , но то, что спрятано под ней, норовит превратиться в настоящую борьбу для иракских властей.

Согласно исламу, копии религиозного священного текста нельзя выбросить или уничтожить.

Поэтому перед иракскими властями стоит сложная проблема: они хотят разрушить книгу, чтобы она не стала каким-нибудь оживляющим символом для некоторых суннитов, кто все еще видит в Саддаме мученика. Но их религия им не позволяет сделать это.

"Это чаша яда" , - говорит Дензелоу. "Я думаю, что они хотят похоронить ее, спрятать, чтобы она не стала символом+" .

О дилемме, касающейся того, что делать с этой книгой, написало издание The Guardian, описывая долгий бюрократический процесс, через который прошел журналист газеты, чтобы посетить комнату, где находиться эта книга.

"То, что находится здесь, бесценно, стоит, абсолютно, миллионы долларов", - сказал изданию смотритель Корана, Шейх Ахмед аль-Самаррай, который руководит Суннитским фондом пожертвований Ирака.

Некоторые иракцы непреклонны в том, что остатки саддамских лет - например, общественное искусство и архитектура - должны быть удалены с национального облика Ирака, как часть восстановительного процесса.

"Это четкое напоминание о последствиях тоталитаризма и идеализации человека, который явлется воплощением дьявола" , - сказал г-н Чалаби изданию The Guardian. "Эти вещи ничего не дали Ираку. Они не стоят того, чтобы их прославлять. Они не предлагают ничего эстетического. Я за то, чтобы уничтожить их" .

Однако другие говорят, что не все, построенное в период правления Саддама, должно быть разрушено и удалено из страны.

"Он был там и он правил, и он оказал влияние на этот мир" , - сказал изданию Моваффак аль-Рубайе , бывший советник Ирака по национальной безопасности. "Но он был частью нашей истории. Он был плохой частью нашей истории, он имел огромное влияние, нравится нам это или нет. Нам не нужно хоронить наследие этого периода. Мы должны помнить об этом - все, что плохо и то, что хорошо, и извлекать уроки" .

По словам г-на Дензелоу, Кровавый Коран является конечным тестом для современного Ирака - будут ли политики пытаться разрушить его из-за сектантской ненависти, или как-то найдут место для него в своей стране в будущем.

Тем временем, Кровавый Коран обитает в своем подвале на западе Багдада. Три отдельных ключа нужны для того, чтобы получить доступ к нему, и они хранятся у трех разных людей. Иракцы все еще не доверяют хранение всех этих ключей одному человеку. Журналист The Guardian, Мартин Чулов, так и не получил разрешения на то, чтобы увидеть книгу.

Подготовила: Зухра Галиева

В конце 1990-х годов Саддам Хусейн в течение двух лет регулярно "работал" с медсестрой и мастером исламской каллиграфии: медсестра брала у него кровь (в общей сложности 27 литров), а каллиграф переписывал этой кровью Коран, повествует The Guardian . После взятия Багдада англо-американскими войсками книга хранится за тремя замками в багдадской мечети. "Власти Ирака в затруднении, как поступить с этой памяткой о свергнутом диктаторе", - пишет журналист Мартин Чулов.

Журналист побывал в хранилище мечети, которую Саддам прозвал "Матерью всех битв". "То, что здесь хранится, бесценно, стоит миллионы долларов, без преувеличений", - сказал шейх Ахмед аль-Самарраи, глава иракского Суннитского благотворительного фонда.

"Попасть даже сюда - к дверям запретного хранилища - оказалось весьма непросто", - отмечает автор публикации. По его словам, власти делают все от них зависящее, чтобы не допускать людей к этим реликвиям. "Режим во главе с шиитами сильно опасается возвращения любых символов, которые могут создать ажиотаж вокруг уцелевших видных баасистов, до сих пор организующих взрывы и убийства с интервалом в несколько дней", - говорится в статье.

Сунниты, со своей стороны, опасаются и недовольства властей, и гнева Аллаха: по словам шейха Самарраи, писать Коран кровью - это "харам" (запрещено исламом). Книга хранится за тремя замками: один ключ у Самарраи, другой у шефа полиции, третий в другом районе Багдада. Впустить гостя в хранилище можно лишь по общему решению.

Сейчас, когда в Ираке медлительно формируется четвертый кабинет со времен падения Багдада в 2003 году, встает сложный вопрос: как поступить с памятниками времен Саддама, которые неотделимы от облика страны? Так, памятник "Скрещенные мечи" на бывшем плацу для парадов в центре Багдада ассоциируется с городом точно так же, как Святая София - со Стамбулом.

Несколько видных политиков, в том числе Ахмед Чалаби, один из ключевых оппозиционеров при Саддаме, уверены: все, связанное с казненным диктатором, надо убрать: "Это очевидное напоминание о последствиях тоталитаризма и идеализация человека, олицетворяющего зло". Саддам был частью иракской истории, и его наследие следует помнить, извлекая уроки из всего плохого и хорошего, возражает Моваффак аль-Рубайи, бывший советник по национальной безопасности, конвоировавший Саддама на эшафот. "Главный урок: в Ирак не должна вернуться диктатура", - говорит он.

Али аль-Муссави, пресс-секретарь премьер-министра аль-Малики, заявил, что памятникам Саддаму нет места на улицах, но о "кровавом Коране" сказал: "Мы должны сохранить это как свидетельство жестокости Саддама: ему не следовало создавать такой Коран. Он много говорит о Саддаме. Но помещать Коран в музей нельзя: ни один иракец не захочет на него смотреть".

Саддам решил вернуться в лоно ислама после того, как его старший сын Удай остался жив после покушения, напоминает газета. Каллиграф Аббас Шакир Джуди аль-Багдади, писавший Коран кровью по заказу Саддама, создал настоящее произведение искусства. Но шейх Самарраи так и не решился впустить журналиста в хранилище: "От греха подальше - не стоит. Люди этот факт чересчур раздуют".

В конце 1990-х годов Саддам Хусейн в течение двух лет регулярно "работал" с медсестрой и мастером исламской каллиграфии: медсестра брала у него кровь (в общей сложности 27 литров), а каллиграф переписывал этой кровью Коран, повествует The Guardian. После взятия Багдада англо-американскими войсками книга хранится за тремя замками в багдадской мечети. "Власти Ирака в затруднении, как поступить с этой памяткой о свергнутом диктаторе", - пишет журналист Мартин Чулов.
Журналист побывал в хранилище мечети, которую Саддам прозвал
"Матерью всех битв". "То, что здесь хранится, бесценно, стоит миллионы долларов, без преувеличений", - сказал шейх Ахмед аль-Самарраи, глава иракского Суннитского благотворительного фонда.
"Попасть даже сюда - к дверям запретного хранилища - оказалось весьма непросто", - отмечает автор публикации. По его словам, власти делают все от них зависящее, чтобы не допускать людей к этим реликвиям. "Режим во главе с шиитами сильно опасается возвращения любых символов, которые могут создать ажиотаж вокруг уцелевших видных баасистов, до сих пор организующих взрывы и убийства с интервалом в несколько дней", - говорится в статье.
Сунниты, со своей стороны, опасаются и недовольства властей, и гнева Аллаха: по словам шейха Самарраи, писать Коран кровью - это "харам" (запрещено исламом). Книга хранится за тремя замками: один ключ у Самарраи, другой у шефа полиции, третий в другом районе Багдада. Впустить гостя в хранилище можно лишь по общему решению.
Сейчас, когда в Ираке медлительно формируется четвертый кабинет со времен падения Багдада в 2003 году, встает сложный вопрос: как поступить с памятниками времен Саддама, которые неотделимы от облика страны? Так, памятник "Скрещенные мечи" на бывшем плацу для парадов в центре Багдада ассоциируется с городом точно так же, как Святая София - со Стамбулом.
Несколько видных политиков, в том числе Ахмед Чалаби, один из ключевых оппозиционеров при Саддаме, уверены: все, связанное с казненным диктатором, надо убрать: "Это очевидное напоминание о последствиях тоталитаризма и идеализация человека, олицетворяющего зло". Саддам был частью иракской истории, и его наследие следует помнить, извлекая уроки из всего плохого и хорошего, возражает Моваффак аль-Рубайи, бывший советник по национальной безопасности, конвоировавший Саддама на эшафот. "Главный урок: в Ирак не должна вернуться диктатура", - говорит он.
Али аль-Муссави, пресс-секретарь премьер-министра аль-Малики, заявил, что памятникам Саддаму нет места на улицах, но о "кровавом Коране" сказал: "Мы должны сохранить это как свидетельство жестокости Саддама: ему не следовало создавать такой Коран. Он много говорит о Саддаме. Но помещать Коран в музей нельзя: ни один иракец не захочет на него смотреть".
Саддам решил вернуться в лоно ислама после того, как его старший сын Удай остался жив после покушения, напоминает газета. Каллиграф Аббас Шакир Джуди аль-Багдади, писавший Коран кровью по заказу Саддама, создал настоящее произведение искусства. Но шейх Самарраи так и не решился впустить журналиста в хранилище: "От греха подальше - не стоит. Люди этот факт чересчур раздуют".

Чертовщина какая то! :-(
Однако понятно, что уничтожить хотят из политических, пропагандистских соображений