Беседа ядовитые грибы и ягоды. Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды! Распространение Паслена красного

Ура! Каникулы!

Разгар лета. Прогулки на свежем воздухе! Воздух, солнце, природа! Самое время побеседовать с детьми об опасности, подстерегающей их на природе: в лесу, в парке, на лугу. Речь пойдет о ядовитых растениях. То, что очевидно для нас, взрослых, не всегда известно нашим детям. Замечательно, если в детском саду или в школе им рассказывали о том, что растения бывают опасными, ядовитыми. А если нет?

*Поговорите о растениях, которые могут быть опасными для детей при неправильном обращении с ними.

*Познакомьте детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научите узнавать их, различать и называть.

*Расскажитедетям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения - это земляника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

*Вспомните, как вместе собирали лесную землянику, малину, чернику, бруснику. Попросите рассказать, где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды? Покажите соответствующие цветные изображения и обсудите, по каким признакам можно отличить каждое из растений (высота растения, цвет и форма).

*Покажите изображения ядовитых растений и назовите их: это - вороний глаз, волчье лыко, ландыш, белена, бузина, борщевик.

*Вороний глаз - очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся затем в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Это растение потому так и называется «вороний глаз». Все части растения ядовиты, но отравление чаще всего возникает от плодов (ягод), которые дети принимают за чернику, голубику.

*Волчье лыко - кустарник, который цветет мелкими душистыми розово-красными цветками, прикрепленными прямо к коре. Поэтому его еще называют «лесная сирень».


Позже на месте цветков появляются ярко- красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

*Ландыш - очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды - красно-оранжевые горошины - очень ядовиты.



Дети должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать незнакомые цветы и кустарники. У некоторых детей есть привычка - покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

* Одно из таких растений – борщевик. Встречается на пустырях, около дорог, на лугах и лесных опушках. Удивительно красивое растение. Белые, зеленовато-желтые небольшие цветочки собраны во множество зонтиков. Крупные ярко-зеленые листья куполом обрамляют зонтики, состоящие из белых и желто-зеленых мелких цветочков. Борщевик особенно ядовит во время цветения и в начале созревания плодов. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.


*Бузина черная . Кустарник или небольшое деревце. Цветки белые, собраны в щитковидные соцветия, плоды черно-фиолетового цвета, ягоды, мякоть плода темно-красная с морщинистыми косточками. Кустарник встречается как дикорастущий и как декоративный. Отравление вызывают съеденные ягоды.


*Белена черная. Это растение очень ядовито, особенно во время цветения. Дети часто принимают плоды за маковое семя, а мясистый стеблевой корень – за корни овощных растений.


Мы назвали лишь некоторые растения, опасные для человека. Во время беседы важно рассказать детям, что эти растения могут быть полезными как для животных и птиц, так и для человека при изготовлении лекарственных препаратов.

Акцентируйте внимание детей на обязательных правилах поведения:

1. Увидев красивое незнакомое растение, не спешите срывать его, расспросите о нем взрослого.

2. Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды!

3. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку!

4. Придя с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!

Поиграйте в игру «Собери букет»: из заранее приготовленных картинок предложите выбрать ядовитое растение и назвать его, а из остальных составить букет.

Можно предложить детям нарисовать съедобные и ядовитые ягоды, ориентируясь на красочный образец. Попросите еще раз назвать эти растения и указать, какие из них вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.

Игра «Съедобные - несъедобные ягоды» поможет закрепить полученные знания. Предлагаем несколько вариантов игры: можно использовать мячик, можно, при назывании водящим (которым может быть и педагог) полезной ягоды, поднимать вверх руку или хлопать в ладоши.

Главное - чтобы дети хорошо запомнили названия и внешний вид съедобных и ядовитых ягод и растений, тогда прогулки на природе принесут заряд бодрости и позитивные эмоции.

Литература: Авдеева Н. Н., Князева Н. JI., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 144 с.

Тема : Ядовитые грибы и ягоды

Цель: дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

Ход занятия

В гости к детям приходит Старичок-Лесовичок.

Здравствуйте, ребятушки! Пришел я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? (ответы детей) Ну, тогда берите корзинки и в путь, поедем на электричке.

Грибная электричка

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками-друзьями

Чернушками, груздями

Со станции Пригоркино

На станцию Ведеркино,

Со станции Подъелкино

На станцию Засолкино.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят

Со станции Полянкино

На станцию Сметанкино,

Со станции Пеньковкино

На станцию Духовкино.

У мухомора хитрый вид,

Ехидная усмешка -

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер,

Выводит мухомора.

И безбилетник-мухомор

Краснеет от позора.

А старичок-боровичок,

Интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

К билету прилагаются

Четырнадцать квитанций

Четырнадцать квитанций

С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино,

Опушкино, Засушкино,

Кастрюлькино, Бульбулькино,

Лучково, Сельдерейкино,

Морковкино, Перловкино,

Немножкино-Картошкино,

Лаврушкино, Петрушкино,

Тарелкино и Ложкино.

П. Синявский

Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Растут в лесу сестрички,

Рыжие... (лисички.)

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик.)

На пеньке сидят ребята,

Называют их... (опята.)

Средь молодых сосёнок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (масленок.)

Серенькие шапочки,

Рябенькие ножки,

Под березой растут,

Как же их зовут? (подберезовики)

На толстой белой ножке

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает... (боровик.)

Вот сколько съедобных грибов мы положили в свои корзинки!

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая,

Шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки,

Беленькие конопушки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый... (мухомор.)

В лесу есть грибы, что не надо искать,

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать -

Яд в них опасный. Это - ... (поганки.)

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб,

Учти, он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют... (бледной поганкой.)

Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте.

Старичок-Лесовичок. Уж я-то, Лесовик, знаю, что все грибы в моем лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу. Давайте проверим, сможем ли мы не навредить лесу.

Игра «Собери грибы в корзину». (На полу расставлены фишки: красные - мухоморы, разноцветные - хорошие грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзинку, следят, чтобы ни один красный мухомор не попал туда и не упал.)

Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы. (Лесовик предлагает детям иллюстрации: красный мухомор, пантерный мухомор, бледная поганка, ложные опята и т. д.)

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в городе, даже если они съедобные, опасны. Они содержат много нитратов. Грибы поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб в городе, растопчите его или покажите взрослым. Учите маленьких братьев и сестер этим несложным правилам.

Старичок-Лесовичок. В моем лесу растут не только грибы, но и чудесные ягоды.

Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем, - клад витаминов. Врачи уверены: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он подвержен заболеваниям зимой и весной. Ягоды богаты глюкозой, фруктозой, органическими кислотами, ароматическими, дубильными веществами. Имеются также минеральные вещества, каротин, витамины группы В и особенно С. (Лесовичок предлагает детям попробовать варенье из лесных ягод.)

Ребята, какие вы знаете лесные ягоды? (Малина, земляника, ежевика, костяника, черника, брусника, рябина, шиповник и др.)

Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. (Лесовичок предлагает детям иллюстрации с изображением ядовитых ягод: волчья ягода, вороний глаз, дурман и др.)

Ребята, хотите узнать, какое угощение однажды сварила безобразная ведьма в нашем лесу? Послушайте стихотворение.

Вкусный суп

Ведьма суп варить решила.

Змей сушеных покрошила,

Развела большой костер

И поставила котел.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор,

Отыскала мухомор,

Для приправы - бузины,

Для отравы - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины...

Супчик вышел - то, что надо,

Целых двадцать литров яда!

Но если ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым.

При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «Скорую помощь». До прибытия врача нужно очень быстро оказать первую помощь: выпить не менее одного литра воды комнатной температуры и вызвать рвоту. Так повторяют пять раз. Запомните, ребята, каждая упущенная минута может стоить жизни.

Но, будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.

Надежда Новикова
Занятие «Ядовитые грибы и ягоды» (подготовительная группа)

Цель : Познакомить детей с разнообразием видов грибов и ягод . Дать представление об мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе, внешнем виде.. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Виды деятельности :

игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Формы реализации детских видов деятельности :

игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.

Оборудование и средства :

игрушки – медведь; лукошко, картинки с грибами , картинка - схема «гриб » , осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум леса» , магнитофон.

Словарная работа :

грибница , споры, грибники .

Методические приёмы :

сюрпризный момент, создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, гимнастика для глаз, подвижная игра.

Предварительная работа :

чтение стихов, отгадывание загадок о грибах , беседа о дарах леса, рассматривание иллюстраций грибы и ягоды , призентации.

Ход НОД:

Воспитатель : – Сегодня пришел медведь к нам из леса. Он хочет пригласить нас в лес. Но сначала отгадайте загадку? (ответы детей)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(гриб )

Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить о грибах .

Какие грибы вы знаете . (ответы детей)

Воспитатель; Что есть у грибов ? (ответы детей) Ножка, шляпка, корни-грибница . Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов . Когда грибы созревают , споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки . Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками . Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Воспитатель : Медведь хочет с нами поиграть» Доскажи словечка». А вы будьте внимательны.

1. На пеньке сидят ребята

Называют их…. (опята)

2. Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…. (подосиновик)

3. Средь молоденьких сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок… . (масленок)

4. Серенькие шапочки

Рябенькие ножки

Под березой растут

Как же их зовут? (подберезовики)

5. На толстой белой ножке

Коричневая шапка

Наверняка любой грибник

Найти мечтает…. (боровик

Воспитатель : - Как нужно собирать грибы .

Дети : - Нужно быть внимательными в лесу с грибами . Если не быть внимательным, то и в вашу корзину залезут не прошеные гости. Угадайте какие? (ответы детей)

1. В лесу есть гриб , что не надо искать,

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это…. (поганки)

2. Ножка белая, прямая,

Шапка красная, большая

А на шапке, как веснушки

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый как Петрушка

Ядовитый… . (мухомор

Воспитатель : -Ребята, когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Идет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая . Напьется этой воды муха и погибнет. Называют его Мухо-мор.

Воспитатель : -Съедобные грибы мы будем собирать , а ядовитые оставим в лесу . И еще запомните ребята, грибы которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны . То белочка грибок съест , то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу.

Воспитатель : - Много людей каждый год попадает в больницу из-за отравления грибами , иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы . (презентация)

Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Каждый грибок в свой кузовок »

Воспитатель : - Берите корзинки и в путь. (Дети делятся на две команды)

Воспитатель : -Раздает каждой команде по корзине для грибов : одну для съедобных, другу для несъедобных. По сигналу воспитателя играющие должны вложить сьедобные грибы в одну корзину , несъедобные в другую.

Воспитатель : Ребятам, а медведь посмотрит как вы запомнили какие грибы ядовитые и съедобные .

Медведь : Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Воспитатель : - Ребята, растут в лесу не только грибы , но и ягоды . Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод ? (ответы детей) Корень, стебель, листочки и плоды (Рассматривания схема) .

Воспитатель : - Ягоды , прогретые летним солнцем, напоенные дождем, – клад витаминов. Все люди уверены : чем больше человек употребляет ягод , тем меньше он. будет болеть

Какие лесные ягоды вы знаете ? (ответы детей)

Воспитатель : - Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды . (презентация)

Воспитатель : - Ребята, хотите узнать, какое угощение сварила однажды в нашем лесу Баба Яга? Вот послушайте!

Ведьма суп варить решила,

Змей сушеных покрошила

И оставила котел

Между сосен и полянок.

Собрала ведро поганок,

Посмотрела за бугор,

Отыскала мухомор.

Для приправы – бузины,

Для отравы – белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отменной свежей тины.

Супчик вышел – то, что надо

Целых 20 литров яда!

Воспитатель : - Если вы вдруг съели незнакомую ягоду , скорее скажите об этом взрослому.

При отравлении грибами и ягодами необходимо обратиться к врачу или вызвать “скорую помощь”.

-До прибытия врача нужно : – как можно больше пить кипяченой воды и вызвать рвоту.

Запомните, каждая упущенная минута может стоить вам жизни!

Воспитатель : - Я надеюсь, что с вами этого не случиться, потому, что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды , они никогда не попадут в вашу корзинку. Что вам больше всего запомнилось. Какие грибы вы будете собирать .

А наше путешествие в лес подошло к концу. Давайте попрощаемся с медведям и поспешим в детский сад.

Публикации по теме:

Паспорт проекта: Вид проекта: Информационно – творческий, краткосрочный. Сроки реализации: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Растительный мир о. Байкал - грибы, ягоды» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 7 по 10 ноября) Тема. «Растительный мир о. Байкал.

Консультация для родителей. Ядовитые грибы. Елена Владимирова. Живой мир природы многообразен. Полезное и ядовитое находится в природе.

Занятие по природоведению «Лес. Деревья. Грибы. Ягоды» Лес. Деревья. «И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего на свете нет, Чтобы природой не дышало…» Алексей Толстой.

Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры:

Старичок - Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Игра «Доскажи словечко» (сопровождается показом картинок)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Словно в масле их головки

И укрыться могут ловко.

Очень славные ребята -

Золотистые... (Маслята).

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок! (Мухомор)

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная …(поганка).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Дети собирают грибы в две корзинки: с картинкой «мухомора» - ядовитые, а в корзинку с картинкой «белого гриба» - съедобные.

Старичок - Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из - за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым.

В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет. Но будьте осторожны - в лесу есть и ядовитые ягоды.

Игра «Четвёртый лишний»

Называют и показывают ядовитые ягоды.

Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь».

А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!» (на фланелиграфе)

На полянке появляются зверята.

Зайка: Куда это ты торопишься, лисенок?

Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

Лисёнок: Так вот посмотри, заячьи уши!

Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это настоящий лесной ландыш!

Лисёнок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши.

Старичок -Лесовичок: Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

Лисёнок: Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться. Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

Старичок - Лесовичок: Ребята, ландыш занесен в Красную книгу, потому что это растение исчезает. А как мы можем охранять ландыш?

Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

Лисёнок: Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Лисёнок показывает на растение)

Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

Зайка: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы запомнили какие растения съедобные, а какие - несъедобные? Теперь вы сможете собрать полные корзины грибов и ягод.

Цель: предоставить коллегам один из вариантов проведения инструктажа о ядовитых растениях перед выходом на природу.

1. Дать представление о наиболее вероятных по встречаемости ядовитых растениях средней полосы России.

2. Правила поведения в природной среде.

3. Рассмотреть оказание первой помощи в случае отравления ядовитыми растениями.

Все люди, кто чаще, кто реже, планируют провести отдых на природе, особенно в тёплое время года. Это могут быть прогулки в лесу или в парке, поездки за грибами или ягодами, туристические походы, экскурсии, другие путешествия. Редко встретишь человека, равнодушного к цветам, красивым травам, растущим в лесу или в парке. Несмотря на повышенный интерес к дикорастущим пищевым и лекарственным растениям, большинство людей совершенно незнакомо с растительным миром. Употребление же неизвестных или неправильно определённых растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжёлым, даже смертельным. Чаще всего страдают дети, не знающие о существовании ядовитых растений, не умеющие их определить или не понимающие последствий неосторожного обращения с ними. Взрослые не только не всегда могут предостеречь ребёнка, но и сами бывают недостаточно осторожны с растениями. Особенно это относится к горожанам.

Поэтому периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе. Осторожность не помешает, если мы отправляемся на дачу, в парк или на прогулку в своём дворе или на бульвар где много зелени.

Методические указания

Некоторые из растений небезопасны для человека. Одни ядовиты, другие могут вызвать серьёзные ожоги. Острые отравления вызываются плодами, корнями, стеблями и цветками растений. Ядовитые растения составляют приблизительно 2% от общего числа известных видов, в нашей стране их около 400 видов. К ядовитым растениям относятся некоторые лекарственные, пищевые и декоративные растения.

Самое лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, если они тебе не знакомы.

Существует много растений, по виду и даже по вкусу похожих на пищевые, например, на редьку, петрушку, хрен. Особенно привлекательны яркие плоды лесных и некоторых декоративных растений, встречающихся в городе. Жертвами отравлений такими плодами часто становятся дети. Для ребёнка смертельно даже то количество ядовитого вещества, которое у взрослого человека вызывает лишь лёгкое недомогание. Есть растения (например, вех, он же цикута), которые вызывают тяжёлые отравления даже в том случае, если взять кусочек такого растения в рот и немедленно выплюнуть. Среди семейства зонтичных (к которому относится вех) много ядовитых растений. Некоторые растения, например борщевик, вызывают сильное раздражение кожи. Растение крупное, до 3 м высотой. Во время жары на солнцепёке люди иногда прячутся от солнца в тени этого растения. У этих людей появляются ожоги, в тяжёлых случаях смертельные. Из растений семейства зонтичных дети любят делать дудочки, это смертельно опасно, если растение ядовитое.

Можно отравиться и летучими веществами, выделяемыми ароматическими растениями (багульник). Большие букеты лилий, черёмухи, люпина, и других сильно пахнущих растений в плохо проветриваемом помещении вызывают слабость, головную боль, головокружение, иногда потерю сознания.

БЕЛЕНА ЧЁРНАЯ

Картина отравления: психоз с галлюцинациями, сильная жажда, поднимается температура, расширение зрачков, светобоязнь.

Значение: лекарственное.

ДУРМАН ВОНЮЧИЙ

Ядовитые органы: всё растение и семена.

Картина отравления: сухость во рту, расстройство глотания, ориентации, потеря памяти, кровавый понос, зрачки расширены.

Значение: лекарственное.

ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ

Ядовитые органы: всё растение и плоды.

Картина отравления: тошнота, рвота, остановка сердца.

Значение: лекарственное, декоративное.

КУПЕНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ

Ядовитые органы: все части растения.

Картина отравления: тошнота, рвота, нарушение деятельности сердца, раздражение кожи

Значение: декоративное.

ВОРОНИЙ ГЛАЗ

Ядовитые органы: ядовито всё растение.

Картина отравления: головная боль, головокружение, расширенные зрачки, тошнота, рвота, боли в животе, понос.

Значение: дикорастущее.

Ядовитые органы: трава и незрелые плоды паслёнов.

Картина отравления: боли в животе, тошнота, рвота, угнетение двигательной и психической активности.

Значение: паслён чёрный – пищевое, паслён сладко-горький – декоративное.

БОРЩЕВИК СОСНОВСКОГО

Картина отравления: воспаление кожи сходное с ожогом, озноб, головокружение, головная боль, повышение температуры.

Значение: кормовое.

ВЕХ ЯДОВИТЫЙ (ЦИКУТА)

Ядовитые органы: всё растение, особенно корневище.

Картина отравления: головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, чувство холода во всём теле, нарушение равновесия, понижение кожной чувствительности, выделение густой слюны, смерть от остановки дыхания.

Значение: медонос, в народной медицине.

БОЛИГОЛОВ ПЯТНИСТЫЙ

Ядовитые органы: всё растение

ВОЛЧЬЕ ЛЫКО

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: тошнота, слюнотечение, головокружение, нарушение глотания, речи, побледнение кожи.

Значение: сорняк, в народной медицине.

БАГУЛЬНИК БОЛОТНЫЙ

Ядовитые органы: надземная часть.

Картина отравления: слабость, сонливость, тошнота, рвота, усиленное потоотделение, нарушение дыхания, удушье.

Значение: лекарственное, инсектицидное, дубильное.

Ядовитые органы: кора, корни, листья, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, кишечное кровотечение.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: листья и плоды.

Картина отравления: рвота, понос, нарушение кровообращения, при сильном отравлении – смерть.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: ягоды.

Картина отравления: боли в поджелудочной области, рвота, понос.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: листья, цветки, незрелые плоды,

Картина отравления: головокружение, головная боль, слабость, першение в горле, боли в животе, тошнота, рвота.

Значение: пищевое, в народной медицине, медонос..

Ядовитые органы: одно из ядовитейших растений, ядовиты сок, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, сильное воспаление кишечника, при прикосновении на коже могут появиться пузыри.

Значение: дикорастущее.

АКОНИТЫ (БОРЦЫ)

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: жжение во рту, слюнотечение, тошнота, рвота, понос, одышка, общая слабость, озноб, потеря сознания, паралич сердца или остановка дыхания. Яд всасывается даже через неповреждённую кожу.

Значение: дикорастущее.

ЧЕМЕРИЦА ЛОБЕЛЯ

Значение: лекарственное.

ХОХЛАТКА ПОЛАЯ

Ядовитые органы: всё растение, наиболее корни.

Картина отравления: першение в горле, царапанье в носу, глазах. Глотание затруднено. Тошнота, рвота, понос, сильная жажда.

Значение: лекарственное.

Ядовитые органы: трава, ягоды, позеленевшие на свету или перезимовавшие клубни.

Картина отравления: раздражение слизистой пищеварительного тракта, угнетение деятельности ЦНС.

Значение: пищевое, кормовое, техническое.

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями

При подозрении на случайное употребление с пищей ядовитого растения надо немедленно, не дожидаясь появления признаков отравления, начать оказывать пострадавшему первую помощь. Её эффективность зависит от быстроты удаления яда из организма. Даже если была самопроизвольная рвота, пострадавшему рекомендуется выпить четыре-пять стаканов тёплой воды, детям – из расчёта по полстакана на каждый год жизни. При этом обычно возникает рвота. Если этого не произошло, нужно надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем (если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).

Затем необходимо принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля или его заменители – крахмальный клейстер, два – три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко или чёрные сухари. Так как эти средства действуют непродолжительно, то через 15 – 20 минут после их приёма нужно снова вызвать рвоту. Вместо воды хорошо использовать светло-розовый однопроцентный раствор перманганата калия (марганцовка). При отравлении ароматическими растениями больного рекомендуется вынести на открытое продуваемое место, в случае ослабления дыхания дать вдохнуть нашатырный спирт, затем уложить в постель, согреть, напоить крепким чаем.

После контакта с растениями, вызывающими ожоги, поражённые участки кожи надо обмыть водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

Описание перспективных результатов

Интерес к природе проявляют люди всех возрастов. Материал предназначается, прежде всего, учителям, родителям, всем любителям природы. Учащиеся, усвоившие знания о ядовитых растениях, смогут оградить и себя, и младших сестрёнок и братишек от неприятностей в природе.

Список используемой литературы

1. Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - 2-е изд., испр. и доп.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1985. - 320 с.

2. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР; Пособие для учителей/ И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров.- М.: Просвещение, 1981.- 287 с.

3. Детская энциклопедия. Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных ситуациях. Подписной индекс 34182 в каталоге “Пресса России”.

4. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., Вихорева Т.С., 1-е изд. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 160 с.: ил.